Мёда — бочки. Томичи начали выращивать высокопродуктивных пчел.

В Томском государственном университете начали возрождать сибирское пчеловодство. На базе ТГУ создано малое инновационное предприятие ООО “АпиМастер”, задачей которого станет создание научно-производственного комплекса по воспроизводству пчелиных семей, адаптированных к жестким условиям Сибири.
ТГУ один из двух вузов России, в которых при университетских кафедрах существуют свои учебные пасеки. У томичей одна полупромышленная пасека с 70 пчелосемьями находится в районе деревни Лязгино, вторая располагается на экспериментальном участке Ботанического сада ТГУ.
— Мы продолжаем добрую традицию, ведь еще в 1903 году при нашем университете была открыта своя пасека, — рассказывает директор научно-практического центра “Апис” Юрий Погорелов. — Около года на кафедре беспозвоночных Биологического института ТГУ успешно работает учебно-исследовательская лаборатория, которой планируется придать статус научно-исследовательской. Сейчас в России, и в Томской области в частности, существует острая необходимость в здоровых районированных семьях медоносной пчелы. Этих насекомых к нам вынуждены везти с разных концов страны и даже из Белоруссии и Украины. Именно поэтому “АпиМастер” можно назвать уникальным предприятием, аналогов которого за Уралом пока просто нет. Его задачей будет получение высокопродуктивных, устойчивых к болезням, зимостойких пчелиных семей.
Результатов “пасечники” собираются достичь, опираясь на мощную научную базу ТГУ. Ученые будут наблюдать за поведением пчел, за тем, как они зимуют, какие результаты показывают на медосборе. Исходный материал и для анализа, и для репродукции будут брать из наиболее продуктивных семей. Селекционная работа будет корректироваться с помощью молекулярно-генетического анализа.
— Изучаться будет, прежде всего, уникальная порода среднерусской пчелы — производительной и устойчивой ко многим болезням, — говорит старший преподаватель кафедры беспозвоночных БИ Ольга Конусова. — Из-за бесконтрольного ввоза пчелопакетов с юга эти насекомые оказались на грани исчезновения. Хотя именно они наиболее приспособлены жить и создавать мед в суровых сибирских условиях. Карпатские пчелы более миролюбивы, чем среднерусские, поэтому они хороши для густонаселенных районов. О них мы тоже не забываем.
Реализация проекта позволит возродить в регионе заброшенную отрасль пчеловодства. Кроме того, по мнению ученых, Томская область — удачное для этого место: лесной мед здесь получается очень неплохим.

Кирилл СЕРГЕЕВ