Испытанному — верить! Готовить кадры для “оборонки” лучше без суеты.

Такое бывает, но не часто: секционное заседание конференции состоялось раньше ее официального открытия. Вряд ли в это вкладывали особый смысл, однако при желании его можно разглядеть: с подготовки кадров надо начинать любое дело. Впрочем, на самой конференции “Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации” этой теме отвели привычные места. Премьер Д.Медведев поставил ее на шестую позицию, может быть, потому, что, как он отметил: “Утечка кадров из отрасли, можно считать, практически прекратилась”. Вице-премьер Д.Рогозин, курирующий оборонную промышленность, вспомнив, что “кадры решают все”, поднял планку повыше: обеспечение отрасли квалифицированными специалистами — это, по его словам, четвертый из пяти уроков, которые надо хорошо усвоить, чтобы в самые короткие сроки провести модернизацию оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Многие из участников конференции этот урок давно усвоили и могут преподать его другим. Руководители университетов и вузовских кафедр, готовящих специалистов для предприятий оборонных отраслей промышленности, представители этих предприятий пытались понять другое: кому и зачем понадобилось что-то менять в отработанном десятилетиями процессе, создавая проблемы и граничащие с абсурдом ситуации. До кого достучаться, чтобы исправить положение? Порой появлялось желание найти “крайнего” среди присутствующих.
После выступления представителя Министерства промышленности и торговли РФ С.Довгучица из зала поинтересовались: как случилось, что на подготовку студента по такой специальности, как “Боеприпасы и взрыватели”, отпускается порядка 60 тысяч рублей в год, а по другим, менее важным для оборонных задач, — почти в два раза больше? У докладчика ответа на вопрос не было. Ему на помощь пришел модератор секции, ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Анатолий Александров.
Он заметил, что со специальностями ситуация вообще сложилась не очень понятная. Скажем, в университете в свое время готовили для “оборонки” по 600 специальностям, потом их осталось 60. Чуть позже благодаря Министерству обороны и другим силовым структурам список пополнился, но ряд важных позиций в нем все равно отсутствует. Это приводит, например, к тому, что на весь факультет машиностроительной технологии приходится одна такая специальность вместо 22, как было раньше.
— О том, почему все это происходит, надо спрашивать не у Сергея Ивановича Довгучица, — убежден ректор Бауманки. — Другие люди задают здесь тон. Это все игра в копирование западных подходов к подготовке специалистов. И нам надо на всех площадках, в том числе таких, как эта, обозначать свою принципиальную точку зрения и доносить ее до тех, кто принимает подобные решения. А еще — искать союзников в Министерстве обороны, в том же Минпромторге, в других структурах, которые будут помогать нам решать эти проблемы. Иначе, кто гарантирует, что завтра не “вылетит” еще куча специальностей, и у нас останется, как у той тещи из анекдота, два зуба: один, чтобы болел, а другой — зятю бутылки с пивом открывать.
Зал оживился. Остроумные высказывания председательствующего еще не раз нарушали привычную для таких мероприятий атмосферу. Но что особенно примечательно, из одних послесловий к выступлениям, замечаний и реплик ректора крупнейшего технического университета можно составить зримое представление о происходящем в обсуждаемой области.
Порой комментарий начинался с реакции на спорное новшество.
— Вот говорят о том, что будут организовываться заводы-втузы и какие-то учебно-производственные центры, в которых ОПК сам себе будет готовить специалистов, — замечает А.Александров. — Если речь идет о том, что необходимо наладить углубленное взаимопроникновение вузов и предприятий, так эта практика в стране давно существует. Например, у нас есть всем известные базовые кафедры, есть отраслевые факультеты. За годы обучения студент проходит все стадии производственного цикла, включая стажировку на должность руководителя предприятия. Есть формы и углубленного взаимодействия, когда кафедрой заведует руководитель предприятия ОПК. Таких заведующих у нас порядка 15 человек. В их числе директора НИКИЭТ, корпорации “Энергия”, НПО машиностроения. Они сами определяют, какой должна быть политика кафедры. Вот такую практику надо распространять и развивать.
О целевом наборе.
— Главное — не подходить к этому делу формально. Нередко принципы, которые закладываются в стратегию целевого набора, прямо скажем, игнорируются. Посылают ребят сплошь и рядом на специальности “Защита информации”, “Компьютерный дизайн” — как будто предприятия оборонно-промышленного комплекса больше всего нуждаются именно в них. Если мы начнем лукавить друг перед другом, то ничем хорошим это не кончится. Будем хвастать единственным оставшимся в хвосте ярким пером.
О престиже оборонных специальностей.
— Нет этого сегодня! Когда я учился на оборонной специальности, я получал стипендию, отличающуюся от стипендии моих коллег-студентов. Ребята, которые шли на оборонные предприятия, решали жилищный вопрос, у них была другая зарплата и возможность роста. Сегодня такого различия нет. Западные фирмы, имеющие здесь филиалы своих предприятий, с легкостью снимают сливки с каждого выпуска вуза. Они берут лучших наших специалистов, каких, не боюсь это сказать, не могут готовить на Западе.
О компетенции, как результате образования.
— Порой мы слышим от людей, от которых хотелось бы меньше всего это услышать, слова о том, что сегодня главное — дать специалисту необходимую для успешной деятельности компетенцию. Мы так можем договориться невесть до чего. Если мы не научим специалиста добывать, сохранять и пополнять знания, то это будет не специалист. А мы умеем готовить работников самой высокой квалификации, каких не умеют готовить нигде в мире. Если мы перестанем это делать в угоду каким-то реформам, то у нас многое, чем можем гордиться, исчезнет.

Александр ЧУБА
Фото автора

Нет комментариев