Дошли от точки. Вузы СНГ наладили сетевое обучение инженеров.

Применение дистанционных технологий актуально для формирования общего образовательного пространства государств-участников Содружества Независимых Государств. К такому выводу пришли эксперты, анализируя результаты совместного проекта Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) под названием “Образовательные ресурсы для инженеров стран Содружества”. Благодаря партнерскому начинанию менее чем за два года 500 с лишним специалистов и преподавателей технических специальностей в республиках бывшего СССР получили бесплатный доступ к образовательным программам лидера инженерного образования России — базовой организации СНГ по повышению квалификации кадров в области инженерии и технологий, 167 из них стали обладателями сертификатов МГТУ. В ноябре прошлого года 30 преподавателей вузов Азербайджана, Армении, Молдавии, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана и Украины прошли пятидневную стажировку в стенах самой Бауманки, ближе познакомились с ее ресурсной базой и наладили полезные контакты.
Идея МГТУ и МФГС создать разветвленную сеть дистанционного доступа к ресурсам университета по новым направлениям развития техники и технологий себя оправдала. Первая точка была запущена в Ереванском государственном университете в 2011 году, а в январе 2013-го в Ташкенте на базе Негосударственного образовательного учреждения “Карьера” была торжественно открыта последняя из предусмотренных в рамках проекта. Сегодня повышать свою профессиональную квалификацию с помощью 56 разработанных в Бауманке программ пользователи из СНГ могут также в Азербайджанском техническом университете, Белорусском национальном техническом университете, Казахском университете путей сообщения, Кыргызском государственном техническом университете им. И.Раззакова, Техническом университете Молдовы, Таджикском техническом университете им. академика М.С.Осими и Национальном техническом университете Украины “Киевский политехнический институт”.
Анализ результатов проекта показал: спрос на российские образовательные ресурсы в инженерной сфере СНГ сегодня есть. Коллеги из Содружества высоко оценили методологию преподавания, информативность и качество предоставленных им учебно-методических материалов. Каждый вуз — участник проекта дал положительное заключение как о работе точек доступа, так и о сопровождавших их открытие мастер-классах. По отзывам специалистов ведущих технических университетов Содружества, инициатива МГТУ и МФГС, как новая форма взаимодействия, расширила возможности для общения, налаживания деловых и дружеских связей, обмена уникальными методиками и опытом. Все это также способствует развитию дистанционных технологий в сфере образования, академической мобильности и совершенствованию деятельности наших инженерных вузов в целом, а в конечном итоге — решению проблемы дефицита высококвалифицированных специалистов в технологических секторах экономики республик. К примеру, в Киргизии точка доступа Кыргызского государственного технического университета им. И.Раззакова стала опорной при создании таких же пунктов в четырех индустриальных центрах республики на базе филиалов вуза.
На третьей Международной научно-практической конференции “Состояние и перспективы развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в государствах-участниках СНГ”, состоявшейся в декабре прошлого года в МГТУ, специалисты из стран Содружества решили и далее использовать создаваемую образовательную сеть в интересах развития межвузовских связей. Университеты-партнеры подписали меморандумы о сотрудничестве и назначили ответственных за работу точек дистанционного доступа в своих республиках.
Сегодня эксперты едины во мнении о том, что проект жизнеспособен и экономически эффективен (есть перспективы перехода на самофинансирование). Его реализация создала основу для формирования единой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов и инженеров для высокотехнологичных отраслей развивающихся экономик государств-участников СНГ по новым направлениям техники и технологий.
Какова стратегия дальнейшего развития начатого? По решению партнеров, доступ к образовательным программам Бауманки на бесплатной основе для обу­чения в режиме самотестирования будет поддерживаться и далее, в соответствии с заявками вузов. На основе меморандумов о сотрудничестве университеты могут договариваться и о предоставлении платных образовательных услуг с последующей выдачей сертификатов установленного образца.
Для увеличения числа пользователей вузы-партнеры намерены проводить на базе открытых точек доступа занятия и для представителей других высших учебных заведений своих республик, активнее вовлекать в обучение сотрудников и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности. По поручению партнеров МГТУ разрабатывает электронные учебно-методические пособия с учетом новейших результатов исследований в области профессионального совершенствования. Использование точек доступа будет предусмотрено в готовящейся Межгосударственной программе по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов стран Содружества.

Андрей Шкляев

.

Нет комментариев