LEGO из клеток

Опубликованы результаты по проекту создания управляемых систем клеточной коммуникации для биологических вычислительных устройств CELLCOMPUT (Biological computation built on cell communication systems) — это один из проектов 6-й Рамочной программы ЕС. Об этом говорится в сообщении, распространенном Исследовательским информационным центром Совета Европы Research Information Centre News Release.
Компьютинг, разрабатываемый на основе биологических систем (речь идет не о вычислении как таковом, а скорее о распознавании тех или иных параметров), рассматривается как инновационный медицинский подход ближайшего будущего, при котором собственные клетки организма будут следить за его здоровьем. Авторы проекта CELLCOMPUT демонстрируют возможность проектирования и сборки систем, состоящих из двух, трех и более запрограммированных живых клеток, образующих блоки, из которых можно сконструировать сложные как бы “вычислительные” устройства. Стоимость проекта — больше полутора миллионов евро. По словам авторов статьи в одном из декабрьских номеров Nature исследователей из Университета Готенбурга (University of Gothenburg) в Швеции, которые руководят проектом CELLCOMPUT, коммуникация между генетически модифицированными клетками возможна и ее удобно описывать как электронную цепь. Для создания синтетической цепи, основанной на регулируемой генами клеточной коммуникации, авторы проекта взяли клетки дрожжей. Эти клетки можно генетически модифицировать таким образом, чтобы придать им способность “ощущать” окружающую среду по заданным критериям и посылать сигналы другим дрожжевым клеткам, выделяя определенные молекулы.
Сочетание различным образом модифицированных дрожжевых клеток ученые уподобляют сборке элементов конструктора LEGO. По их словам, можно собирать все более сложные схемы, добавляя с каждой модификацией отдельных клеток новые функции всей цепи. Объясняя смысл таких манипуляций, один из авторов вышеназванного сообщения, работающий на кафедре клеточной и молекулярной биологии (Department of Cell and Molecular Biology) Университета Готенбурга, Кентаро Фурукава (Kentaro Furukawa), говорит о возможности использования в будущем подобных коммуникационных систем между отдельными клетками человеческого организма для того, чтобы они определяли изменения в его состоянии, подавляли болезни на ранней стадии или служили биосенсорами, определяющими загрязнения в окружающей среде наряду с разрушением токсичных соединений. Пока что клетки, способные к предсказуемой, управляемой и системной коммуникации, создаются in silico, то есть моделируются с помощью обычного компьютера. Синтетическая биология только начала занимать свою нишу в мировых научных исследованиях. В проекте CELLCOMPUT кроме шведских ученых принимают участие также исследователи из Германии и Испании.