Меняйте парадигму! Студентов надо научить добывать знания.

Не так давно мы побывали в нескольких университетах Германии — с целью посмотреть, как организованы их библиотеки и какое программное обеспечение используют. Увиденное заставило задуматься и привело к неожиданным выводам. Но по порядку…
Сначала о том, что нас там удивило.
…Первое, что бросается в глаза, — обилие велосипедов. Автомобили тоже есть, но они в явном меньшинстве. Есть специальные парковки для велосипедов. А для автомашин парковки только платные, и вдали от зданий университета.
Второе — то, от чего хочется плакать и “по-белому” завидовать: сами библиотеки (складывается впечатление, что университет и есть очень большая библиотека). Внутри них — небольшие аудитории, где преподаватели проводят занятия со студентами. У входа — сканер документов, считывающий прямо с удостоверения фамилию входящего и информацию о его книгах, у каждой из которых есть встроенный чип и штрихкод.
Очень много книг открытого доступа. Огромное количество посадочных мест. Более половины площади занимают места для читателей. Все оборудованы подключением к Интернету. Конечно, и в германских университетах есть проблемы с обеспеченностью литературой. Но там они решаются просто: книги выдаются на две недели, за просрочку — штраф, иначе книг больше не дадут. У нас же студент набирает учебники до конца семестра, кладет себе на стол дома или в общежитии и более в них не заглядывает. Но об этом чуть позже.
Оборот книг в библиотеке очень большой. Наблюдал две картины. Первая: студент стоит у банкомата и оплачивает штрафы. Вторая: студент сдает учебник и тут же берет другой, с тем же названием, но с другим штрихкодом, так как на первый экземпляр истек срок со всеми возможными продлениями. Процессы сдачи и выдачи книг автоматизированы максимально: книга укладывается либо на специальный транспортер, либо в бокс, студент вставляет свою электронную карту в специальное устройство — книга исчезает, а со студента списывается долг. Аналогично происходит и выдача: книги — в бокс, электронную карту — в устройство. Загорается зеленая лампочка, и можно забирать все домой. Библиотекари в основном играют роль консультантов. Студент, уходящий отдохнуть или поесть, оставляет специальный календарик с изображением часов, на которых указано время, до которого забронировано место. Уйти можно не более чем на 45 минут (столовая в том же здании). По истечении этого срока место считается свободным. Так решается проблема с количеством мест.
Подобные библиотеки — в каждом корпусе, во всех университетах, где мы побывали. И везде в библиотеках оборудование для ксерокопирования и сканирования книг, которым пользуются студенты. В черно-белом варианте сканирование бесплатное, сканеры формата А3, результат можно сразу отправить себе на электронную почту или записать на внешний носитель (в основном используют флэшку). Если ксерокопирование платное, оплата также через электронную карточку студента. Проблем с сохранением текстов для работы или занятий нет.
В библиотеке есть небольшие комнаты для совместной работы. В них студенты могут обсуждать свои проблемы, не мешая остальным. При этом они остаются на виду, под контролем других посетителей библиотеки и сотрудников — двери прозрачные. В наших университетах часто можно видеть, как в столовой студенты, сдвинув столы, помогают друг другу делать курсовые работы или отчеты по лабораторным работам, что-то обсуждают. В европейских университетах достаточно прийти пораньше в библиотеку и занять комнату. В таких же комнатах преподаватели по расписанию проводят консультации.
В одном из университетов мы видели террасу с креслами-лежаками, на которых студенты отдыхают или занимаются. Кто-то с берушами в ушах, кто-то с наушниками, чтобы защититься от шума. Видно, что люди не просто читают, а работают с литературой.
Словом, каждый квадратный метр занят под рабочие места, и свободных мест нет. И это третье, что нас поразило. Там не стоит вопрос, как заманить студента в библиотеку — в отличие от российских университетов.
Как сегодня у нас идет учебный процесс? Лектор читает, слушатели “конспектируют”. Считается, что студент просмотрит свой конспект перед очередной лекцией. Но, возможно, и отложит его до экзаменационной сессии. Редко когда он будет, готовясь к лекции, читать литературу в библиотеке, ей нет места в учебном процессе. Чаще он читает ксерокопию лекций какой-нибудь отличницы из потока. Получается, что литература нужна только для сдачи экзамена, для написания курсовых работ и проектов, для подготовки к лабораторным работам. Кафедра пишет массу методических разработок — и тем самым еще больше отдаляет студента от библиотеки. Мы не утверждаем, что это плохо. Но методические пособия в большинстве делаются в стиле “п. 1 сделай это, п. 2 — это…” с текстами из книг, изданных более пяти лет назад. Поэтому часто получается переиздание старого, а не нечто новое. При написании диссертации основную помощь одному из авторов оказывали учебники и книги, изданные за 10 лет до того и ранее. И детей он учил математике по учебникам Киселева, так как они оказались более понятными, чем учебники — современники его сыновей.
Сегодня можно сделать в читальных залах евроремонт, купить в библиотеку нужную технику, оснастить ее хорошим программным обеспечением — наверное, и у нас где-то это уже сделано. Во всяком случае, библиотечные программы используются практически везде. Но как привлечь в библиотеку студента?
Для этого нужно изменить парадигму учебного процесса.
Почему в Китае не произошло, как в СССР, распада государства на множество княжеств и ханств? Потому что там уверили партийную номенклатуру в том, что ее привилегии затронуты не будут. Начали изменять экономику и не спеша модернизировать остальное. Почему наша высшая школа боится модернизации? Потому что снижение доли аудиторных занятий, как считается, ведет к сокращению профессорско-преподавательского состава. Как, впрочем, и создание электронных образовательных ресурсов. Многих преподавателей мысль об их использовании пугает: они не понимают преимуществ дистанционных технологий и не хотят даже пробовать их применить.
А уж если провозгласить, что знания должен добывать сам студент, то это встретит почти полное непонимание. Даже реферат мы превратили из формы научной работы в краткий конспект текстов двух, редко трех источников. Студент перестал работать над добычей знаний, он стал транслятором лекций преподавателя преподавателю.
Что же делать? Вопрос, правда, не новый.
Во-первых, исходить из принципа: чем современнее будет подаваться учебный материал, чем больше студент заинтересуется исследовательской работой (а значит, станет чаще посещать библиотеки), тем стабильнее будет позиция и зарплата у его преподавателя. Раньше (в 1970-1980-е годы) студенты работали на кафедрах по хоздоговорам, делали макеты, проводили эксперименты, готовили обзоры литературы. Эта работа была очень почетной и перспективной. Правда, на полставки. Но хотя зарплата сама по себе невелика, она становилась существенной добавкой к стипендии. Студенты публиковались вместе с преподавателями. Сегодня, когда приглашаешь студента поработать на кафедре, первый его вопрос: “Сколько будете платить?”. То есть он воспринимает учебное заведение как некое предприятие: за то, что он туда ходит, ему платят стипендию, а остальное он согласен делать за дополнительную плату. Вывод: надо часы преподавателя, освободившиеся при сокращении лекционной нагрузки, отдать на его работу со студентами, и даже в счет их самостоятельной работы. И те, кто учит, и те, кто учится, должны понимать, что в исследовательском университете исследования проводят обе стороны.
Во-вторых, сделать стипендию напрямую зависящей от портфолио студента, где отражены его выступления на кафедре по итогам работы и на конференциях, количество публикаций и так далее. Регулярно требовать от студентов отчеты по исследованиям первоисточников, те самые рефераты, но правильные: с целью, гипотезой, обзором, анализом и выводами. Хотя бы два таких реферата по профильным дисциплинам в семестр! А то мы что-то стали жалеть учеников и снижаем им нагрузку настолько, что они просто бездельничают. Это не про всех, конечно. Но надо признать: многие в стенах университета просто “тусуются”, а знаний, умений, навыков и компетенций у них не прибавляется. Портфолио должно сопровождать студента все годы учебы, с записью всех его деяний на научном поприще.
В-третьих, чаще проводить конкурсы научных работ с публикацией на сайте университета с проверкой на плагиат. Создавать студенческие конкурсные комиссии с постоянной ротацией, чтобы научить максимальное количество студентов — причем не только отличников — умению читать научные тексты, думать, анализировать. Вот, кстати, еще один критерий при назначении стипендий — участие в экспертной деятельности. Но нужен и дополнительный фонд поощрения лучших — и студентов, и их наставников.
Резюмируем: чтобы университет был исследовательским, необходимо:
Привлечь студентов к научной работе — не как к обязанности, а как к действительно интересной деятельности. И тут без библиотеки не обойтись.
Сделать лекции дополнением к обсуждению материала, чтобы студенты сами передавали знания преподавателям, то есть использовать проектный метод в обучении. Опять нужна хорошая библиотека.
Научить студентов конспектировать прочитанное, делать выписки из книг, статей и других источников информации. Это должно стать нормой. Можно даже на экзамене разрешить пользоваться некоторыми материалами для доказательства своих слов (но не для списывания ответа на вопрос). Это уж точно не сделать без библиотеки.
В 2008-м одним из “выражений года” было признано словосочетание “принуждение к миру”. Наверное, к студентам необходимо применить “принуждение к образованию”, чтобы получить из них высококвалифицированных специалистов. Давайте принудим их получать полноценное образование, приобретать умение и навыки поиска информации, обработки ее и применения. Чтобы чаще видеть их в библиотеке, а не на дискотеке.
Конечно, можно все найти в Интернете. Но поисковые системы дают тысячи ссылок… Университетские библиотеки должны быть оснащены специализированными программами для доступа к крупным библиотекам России и мира. Для закупки таких программ необходимы специальные средства.
Нужно обратить особое внимание на библиотеки! С них начинается образование — особенно в исследовательских университетах.

Ирек САБАЕВ,
Афдар ХАМЗИН,
Казанский национальный
исследовательский технический
университет им. А.Н.Туполева
Фото Ирека Сабаева

Нет комментариев