Статус как предчувствие. Взаимодействие России и ЦЕРН выйдет на новую орбиту.

На прошлой неделе получила развитие тема вступления России в ЦЕРН в качестве ассоциированного члена. Обсуждения проходили во время визита в Женеву представительной российской делегации, в состав которой вошли заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Ковальчук. Высокопоставленные гости из России провели в Европейской организации ядерных исследований насыщенный событиями день: были и спуск в туннель Большого адронного коллайдера, и посещение открытой для проведения экскурсий установки ATLAS, и знакомство с пультом управления одного из экспериментов, и продолжительный разговор с российскими учеными, работающими сегодня в ЦЕРН, и встреча с генеральным директором этой международной организации Рольфом-Дитером Хойером.
Как известно, заявка на присвоение России статуса ассоциированного участника (пока наша страна имеет статус наблюдателя) была подана в декабре прошлого года. Тогда же предполагалось, что вопрос может быть решен уже в марте 2013 года, однако, как теперь видно, времени на согласование всех вопросов требуется значительно больше. Во время визита в Женеву Ольга Голодец сообщила, что процесс присоединения России к ЦЕРН идет в соответствии со стандартной процедурой. Российская сторона подтверждает все свои намерения, и следующий шаг — это заседание Совета ЦЕРН 18 апреля, на котором будет создана специальная комиссия для рассмотрения кандидатуры России. Точная дата подписания соглашения об ассоциированном членстве пока неизвестна.
Также в апреле в Россию должна прибыть экспертная группа ЦЕРН, чтобы оценить возможности российской физической науки. В сентябре итоговый доклад экспертов будет представлен Совету ЦЕРН, и затем начнутся переговоры по условиям российского членства в организации.
Справедливости ради скажем, что потенциал отечественных физиков в Европейской организации ядерных исследований и так оценивается очень высоко. Во время недавнего посещения ЦЕРН (в конце марта этого года) мне неоднократно приходилось слышать от руководителей эксперимента CMS слова благодарности в адрес российских ученых и специалистов, без самоотверженного труда которых работу Большого адронного коллайдера просто невозможно представить. Российские специалисты взяли на себя изготовление и последующее техническое обслуживание основных узлов детектора — мюонной системы, а также адронного калориметра. В создании их компонентов принимали участие десятки предприятий и научных организаций нашей страны. Вот лишь некоторые факты: мюонные камеры изготовили в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, 60 тысяч кристаллов вольфрамата свинца, предложенные учеными из Института физики высоких энергий в Протвино в качестве основного элемента калориметрической системы, — на заводе в Богородицке Тульской области. Институтом ядерной физики им. Г.И.Будкера (Новосибирск) были сделаны более 600 магнитов инжекционного канала и сверхпроводящие коммутационные шины для туннеля Большого адронного коллайдера.
Сегодня российские физики в полной мере задействованы в долгосрочной программе апгрейда ускорителя, без их участия не принимаются решения о ходе ремонтных работ и путях модернизации детекторов, не говоря уж о программе физических экспериментов.
И все же быть ассоциированным членом ЦЕРН не только почетно, но и полезно. Напомним, сейчас 20 государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Италия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция) являются полноправными членами и две страны (Израиль, Сербия) — ассоциированными. Статус ассоциированного члена в самом ЦЕРН признают как промежуточный. Но и он дает некоторые преимущества, выход на новую орбиту сотрудничества. В первую очередь — это возможность побороться за тендеры ЦЕРН, получить права на использование данных и другой интеллектуальной собственности, а также доступ к программам образовательных и научных грантов Европейской организации ядерных исследований.
Обойдется такое членство России недешево. После получения нового статуса Россия должна будет выплачивать ежегодный взнос в размере 7,5 миллиона швейцарских франков. Если же наша страна станет полным членом ЦЕРН, то ежегодный взнос возрастет примерно до 70 млн швейцарских франков.
Впрочем, говорить об этом пока рано. “Мы сегодня ставим задачу по ассоциированному членству, других задач мы не ставим и не рассматриваем”, — сообщила Ольга Голодец РИА Новости после посещения ЦЕРН.

Фото ЦЕРН