Нас выбирают, мы выбираем. Есть ли прок от партнерства вузов и высокотехнологичной промышленности?

У вузовской науки с промышленностью давние связи. Но постоянство, прочность и обоюдная выгода характеризуют их не всегда. Изменить ситуацию к лучшему призвано Постановление Правительства РФ №218, создающее условия для более продуктивной кооперации высшей школы и производственных предприятий. Их совместные проекты — победители конкурсов, организованных Минобрнауки, — получили государственную поддержку в период с 2010 по 2012 год. Однако еще до окончания этого срока было принято решение стимулировать взаимовыгодное сотрудничество из федерального бюджета и в 2013-2015 годах. Значит ли это, что меры по поддержке комплексных проектов вузов и предприятий дали результат? Сегодня на эту тему мы беседуем с заместителем директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ Дмитрием Витютневым.

— Победителями трех очередей конкурсов по  Постановлению №218 стали около 180 проектов. То есть почти столько же предприятий рискнули доверить высшей школе решение своих насущных технологических проблем. Что в итоге?
— Большинство вузов оказались способными на новом качественном уровне решать задачи, которые ранее целиком находились в ведении системы отраслевых НИИ. Выполнение проектов потребовало от учебных заведений повышения качества подготовки специалистов, ориентированных на работу с технологиями завтрашнего дня. Вузы внесли значительный вклад в создание инновационных производств, по многим проектам стороны готовы продолжить взаимовыгодное сотрудничество.
— Известно, что несколько предприятий — победителей конкурсов первой и второй очереди отказались затем подписывать договор. Есть ли такие среди тех, кто выиграл в конкурсе третьей очереди?
— Из 112 организаций — победителей 2010 года девять организаций отказались от подписания договоров. Основными причинами были названы недостаточно тщательное изучение условий конкурса на этапе подачи заявки и отсутствие денег для финансирования проекта. В конкурсе третьей очереди таких “отказников” — пять. Сокращение вдвое числа отказавшихся выполнять проекты — результат большой работы организатора конкурса. Еще до подачи заявок сотрудники министерства проводили семинары, в том числе в регионах, наладили работу “горячей линии”, по которой потенциальные участники конкурса могли получить разъяснения.
— Чему научились вузы за прошедшие годы в общих проектах с наукоемкими отраслями?
— Приняв участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологий ­(НИОКРТ) по заказам ведущих российских компаний из различных, в том числе высокотехнологичных, секторов экономики, высшая школа получила возможность на практике продемонстрировать эффективность своего творческого потенциала, готовность решать сложные задачи в профильных областях. Крупный масштаб научно-технических проблем, поставленных предприятиями-заказчиками перед вузами, стимулировал их перейти на современные способы управления разработками, обеспечивающими эффективное взаимодействие различных кафедр и факультетов. Без этого можно обойтись при выполнении сравнительно небольших работ, к которым традиционно привлекаются отечественные вузы.
Высокий уровень требований и сжатые сроки, устанавливаемые заказчиками в технических заданиях, сделали невозможным проведение НИОКРТ силами только профессорско-преподавательского состава. Необходимость разработки полноценных комплектов конструкторской и технологической документации заставила вовлечь в этот процесс на постоянной основе аспирантов и студентов. В итоге молодежь получила практический опыт решения проектно-конструкторских, исследовательских и технологических задач на реальном производстве. Инновационный характер разрабатываемых в большинстве проектов изделий и технологий подвиг вузовские коллективы применить современные средства компьютерного моделирования (проектирования) и автоматизированного конструирования, а также ускоренно осваивать новое, закупленное для обеспечения этих работ исследовательское и экспериментальное оборудование. Внедрением и освоением этих средств тоже занимались преимущественно молодые ученые, аспиранты, студенты.
Из-за того что знакомились с промежуточными результатами НИОКРТ и вели приемку у вузов итоговой технической документации сотрудники компании-заказчика — практики высочайшей квалификации, для диалога с ними вузовским специалистам пришлось осваивать язык действующих отраслевых технических стандартов и регламентов конкретного предприятия. Участие в таком мероприятии — своего рода экзамен, и каждый успешно выдержавший его будет восприниматься в соответствующей отрасли как квалифицированный разработчик.
— Смогут ли лучшие проекты избавить Россию от зарубежной технологической зависимости на каких-то направлениях?
— На то и рассчитываем. Одна из основных задач Постановления №218 — создание условий для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике. Взять, например, прорывную технологию компьютерного перевода — она появилась в результате реализации проекта Московского физико-технического института и ОАО “АбиПродакшн”, одного из ведущих мировых разработчиков программного обеспечения. Предлагаемая российским и зарубежным потребителям автоматизированная система машинного перевода ABBYY Compreno Corporate ТМ основана на использовании принципиально новых подходов в области семантического поиска и анализа морфологических данных и реализована для сочетания любых пар слов из русского, основных европейских и особо сложных — китайского, японского — языков. А разработанный ОАО “Нижнекамскнефтехим” в сотрудничестве с Казанским (Приволжским) федеральным университетом высокоэффективный железокалиевый катализатор дегидрирования изоамиленов в изопрен позволит заменить катализаторы фирм BASF и Shell в производстве синтетических каучуков. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики с ОАО “ЛОМО” создали оптико-цифровой диагностический комплекс для телемедицины. Он поможет сократить, а то и отказаться от закупки для клиник японских аналогов. Проект ГосНИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов и Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова позволит увеличить на внутреннем рынке долю лекарственных препаратов отечественного производства.
— А будут полученные технологии или продукты востребованы на международных рынках?
— Они очень разные. Часть проектов, скажем, по космической и авиационной тематике, связанные с добычей полезных ископаемых, предполагает создание производства продукции, ориентированной на внутриотраслевое применение. Другие направлены на производство импортозамещающей продукции. Здесь успешными можно назвать результаты сотрудничества научно-производственного предприятия “Тасма” с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, завода “Кавказкабель” с Кабардино-Балкарским госуниверситетом им. Х.М.Бербекова. Первый тандем ориентирован на выпуск фотографических материалов, второй — нанокомпозитных ПВХ-компаундов для кабельной продукции.
Есть проекты с результатом выше мирового уровня. Например, совместная работа Научно-исследовательского института “Полюс” им. М.Ф.Стельмаха и Национального исследовательского технологического университета “МИСиС”. Она привела к созданию технологии получения новых элементов нанооптики — тончайших пленок, у которых диэлектрическая проницаемость меняется заданным образом по толщине слоя с размерами значительно меньше длины волны. Приборы и системы на основе наноградиентных оптических пленок найдут широкое применение в космических и медицинских технологиях, телекоммуникационных системах и фармацевтике. Предлагаемую к производству продукцию давно ждут на рынке. Маркетинговый анализ показывает, что выручка от продажи разработанных в ходе проекта устройств наноградиентной оптики в России и за рубежом может превысить 10 миллиардов рублей в год.
Еще одной работой мирового уровня стало создание высокотехнологичного производства медицинских интраоперационных диагностических приборов с использованием тактильных механорецепторов. Проект выполнен Государственным научно-производственным предприятием “Сплав” совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова. Созданный ими тактильный эндохирургический комплекс позволяет инструментально провести пальпацию внутри полостей человеческого организма. В устройстве механорецептора впервые использована объективная система анализа тактильных характеристик живой ткани.
— Мы писали об этом проекте в “Поиске”…
— Тогда только добавлю, что этот уникальный комплекс годится для использования в разных лечебных учреждениях, бесценен для тех клиник, где нет возможности применять дорогостоящие методы интраоперационной диагностики. Минимум 10 тысяч операционных в нашей стране ждут его, предполагается, что будет высокий спрос на этот комплекс и за рубежом.
— Какие вузы, из каких регионов активнее и результативнее других участвовали в конкурсах? К каким сферам промышленности и науки можно отнести наиболее успешных исполнителей проектов?
— Лидерами по числу поданных и победивших заявок в конкурсах первой-третьей очереди стали: МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИСиС, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина. Высокой результативности добились Казанский (Приволжский) федеральный университет, участвующий в реализации трех проектов (с ООО “ТНГ-Групп”, ООО “НПП “Тасма” и ОАО “Нижнекамскнефтехим”); МИСиС (тоже три проекта — с ОАО “НИИ “Полюс” им. М.Ф.Стельмаха”, ОАО “Машиностроительный завод “ЗиО-Подольск” и ОАО “Уфимское моторостроительное производственное объединение”); Национальный исследовательский Томский государственный университет (два проекта — с ОАО “Федеральный научно-производственный центр “Алтай” и ОАО “Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева”). Достаточно высокая отдача у проектов Пензенского государственного университета (совместно с ОАО “НПП “Рубин”), Сибирского государственного индустриального университета (партнер — Объединенная компания “Сибшахтострой”) и некоторых других.
По этим данным можно судить и о географии успешных проектов: Центральный, Приволжский, Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа, и о сферах их применения: химическая и оптико-механическая отрасли, транспорт и связь, электроэнергетика, космос и авиация, добыча полезных ископаемых.
— Какие выводы сделало министерство о перспективах взаимодействия высшей школы и российской промышленности?
— Вузы впервые проявили себя активно не только в производстве новых знаний, но в их инновационном развитии. Сложились новые кооперационные связи между предприятиями — лидерами модернизации и ведущими университетами страны. Укрепляя такое взаимодействие, высшая школа привыкнет устанавливать адекватные рыночной действительности отношения с реальным сектором экономики и академической наукой. В программах развития вузов следует усилить акцент на инновационную компоненту в системе “вуз — предприятие”. Надо, чтобы получил развитие и сам образовательный процесс. Вехи его, в принципе, хорошо известны: создание базовых кафедр в вузе и исследовательских лабораторий на предприятиях, привлечение опытных специалистов промышленных компаний к ведению спецкурсов и производственная стажировка вузовских преподавателей, совместная разработка образовательных программ как для студентов, так и для работников организаций-партнеров по проекту. Взаимодействовать можно и в рамках совместных исследовательских проектов, решающих задачи прогнозирования развития науки и технологий, коммерциализации полученных результатов. В структуре вузов надо создавать специализированные группы для изысканий в области технологического развития, научно-технического прогнозирования, консалтинговой, информационно-аналитической деятельности…

Вопросы задавала Елизавета Понарина

Нет комментариев