Как всегда по четвергам. В эти дни старшекурсникам ТУСУР разрешено нарушать порядок.

Четверг в ТУСУР (Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники) — день необычный. Старшекурсники нарушают традиционный учебный процесс, но преподавателей это нисколько не беспокоит. На их глазах происходит “перемешивание” студентов разных групп, а иногда даже разных специальностей. Им это позволено — ребята занимаются по системе группового проектного обучения (ГПО). Объединяют их не группы, а общие проекты, над которыми они работают вместе с преподавателями. Что такое ГПО, в чем достоинства этой перспективной учебной системы?
— ГПО для ТУСУР — далеко не новинка, — рассказывает первый проректор по учебной работе университета профессор Лев Боков. — Вуз развивает это направление с 2006 года (первые опыты начались на три года раньше). Тогда и начал реализовывать Инновационную образовательную программу, ее основной задачей было воспитание кадров предпринимателей для наукоемкого бизнеса. ТУСУР стремился подготовить студентов к практической работе, потому и создал ГПО. В чем его суть?
Мы образуем команды примерно из трех — семи человек, роли в которых строго определены. Есть ответственный исполнитель, конструктор, схемотехник… Один, скажем, занимается менеджментом и коммерциализацией, другой экономикой. Фактически это готовая мини-фирма, где каждый знает свои обязанности. Задачи у нее могут быть самыми разными — не только создание нового продукта или технологии, но и чисто научные. Однако в любом случае предложенную преподавателем идею необходимо довести до “железа” — сделать действующий образец и только после этого продвигать его к рынку. Трудно, конечно, создать коллектив из студентов разных групп, а иногда даже специальностей. Подобрать опытных преподавателей-универсалов, энтузиастов нового метода обучения. Безусловно, для вуза эта технология затратная: ведь лаборатории ГПО нужно оснащать разнообразной современной техникой, иначе грош цена такому образованию. Так в ТУСУР появился “День ГПО”, выпавший на четверг.
— Студентам, наверное, система жизнь не облегчает?
— Нет, конечно. Но они этого и не ждут. Наоборот, ГПО заставляет их выполнять задания “от и до”. И прогулять нельзя, и подремать на занятиях не получится. Здесь все по-другому. Если, скажем, студент получает задание: разработать антенну для спутника связи, то он не ограничится составлением чертежей. Да, раньше на этом можно было ставить точку и рапортовать о выполнении. А будет работать антенна и как — еще вопрос. Теперь ребятам нужно представить действующий, подчеркну, макет. В группах ГПО в избытке узлы, комплектующие детали, крепеж… Будущий инженер работает с ними, а не с “бумагой”. Собранный им макет поставят на испытательный стенд — и автор не должен за него краснеть. По этому же принципу будущие конструкторы обязаны защитить полный комплект документации. Программисты — доказать достоинства программного продукта. Мы стремимся возродить техническое творчество молодежи, пробудить к нему интерес. Вооруженные ГПО, наши студенты становятся практиками, а их образование более качественным, инженерным.
По традиции, к сожалению, молодежь получает знания как бы впрок и ждет, когда ей предоставят возможность показать, чего она стоит. Неудивительно, что многие так этого и не дожидаются. Ведь предприниматели стремятся брать в первую очередь тех, кто умеет работать головой и руками, — практиков, которых не надо доучивать.
— Студенты охотно идут в группы ГПО?
— Обучение по этой технологии добровольное, хотя и вписано в учебный план. Выбравшие ГПО имеют солидную надбавку к стипендии, если, конечно, защищают курсовые проекты. Примерно 1300 студентов (40%) перешло на ГПО. Приблизительно столько же учится на “хорошо” и “отлично”. Неслучайное совпадение: этих думающих, как теперь говорят, продвинутых ребят привлекает возможность получить навыки практической работы, участвовать в разработке реальных проектов. Им интересно довести их до ума — до действующих образцов, которые можно “пощупать”. И когда, окончив университет, они придут устраиваться на работу, на вопрос: “Что ты умеешь?”, им будет что сказать. За их плечами опыт работы над конкретными проектами, подчеркну, не на “бумаге”, а в “железе”, да к тому же в команде. Они могут паять, собирать схемы, испытывать их… Понятно, что к ним совсем другое отношение, нежели к получившим традиционное образование. Им легче устроиться еще и потому, что проектные группы часто работают в прямом контакте с заказчиком, выполняя его задание. И получают навык общения с будущим работодателем. Неудивительно, что лишь доли процента наших выпускников, освоивших эту технологию, не находят работу по специальности. Многие фирмы, предприятия, и не только в Томске, уже знают, что такое групповое проектное обучение. Основанная нашими выпускниками и тесно сотрудничающая с нами научно-производственная фирма “Микран” выделяет восемь стипендий по 10 000 рублей для студентов, овладевающих ГПО. А потом берет их на работу, поскольку знает цену этой эффективной технологии. Знает, что этих ребят, повторюсь, ей не надо будет доучивать — они сразу возьмутся за дело. Бывали случаи, когда всего через год-другой недавние выпускники становились завлабами. И все благодаря ГПО.
Немало лет у нас действует студенческий бизнес-инкубатор, и в первую очередь его пополняют фирмы тусуровцев, прошедших практику ГПО. За последние два-три года добавилось больше 20 таких фирм. Еще один важный момент: из ребят, прошедших ГПО, комплектуется наша аспирантура. Так мы воспитываем новые преподавательские кадры.
— А что дальше? Будет ли продолжение, или ТУСУР остановится на этом?
— Считаю, что наша система отработана достаточно хорошо. Остановка за малым — распространить ГПО на весь учебный процесс, соответствующим образом его перестроив. Но делать это можно лишь по мере оснащения лабораторий современным оборудованием. Чтобы профессию студенты изучали не на готовых, часто устаревших моделях, а, как я уже говорил, собирали их сами. Практика — всему голова.
Уверен, немало вузов хотели бы освоить ГПО, но не так-то просто выстроить систему, все звенья которой прочно связаны. Главное препятствие — отсутствие средств на оснащение лабораторий современным оборудованием. Создание каждой лаборатории обходится в несколько миллионов рублей, а то и десятков. А их у нас почти 40. Это беда всех университетов, поэтому они вынуждены учить студентов на “бумаге” — от бедности. И все же… Если вуз действительно хочет перейти к ГПО — он обязательно это сделает. Но для этого нужны развитая научно-инновационная структура, способная к выполнению мегапроектов, тесная связь науки и образования.

Юрий Дризе
Фото из архива ТУСУР

Нет комментариев