Похвальная грамота. Правописание снова в почете.

Более 32 тысяч человек приняли участие в юбилейной, десятой по счету, образовательной акции “Тотальный диктант”, состоявшейся 6 апреля в 180 городах, из которых 130 расположены в России, а 50 — за рубежом.
Из вузовского мероприятия, придуманного в 2004 году студентами Новосибирского госуниверситета, диктант превратился в событие планетарного масштаба. Русские, живущие не только на родине, но и во Франции, Германии, США (всего 35 стран-участниц), ежегодно проверяют, насколько хорошо они помнят правила правописания. Присоединяются и те, для кого русский — неродной язык.
В этом году около 270 москвичей собрала площадка в Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики, где текст читал известный музыкант Алексей Кортнев. “Я решила принять участие в Тотальном диктанте большей частью из-за своих детей, чтобы подать им родительский пример, — рассказала жительница района Очаково-Матвеевское Лариса Вронская. — И конечно, мне самой интересно проверить свои силы: в школе я была отличницей”. Студенты, преподаватели вузов, школьные учителя, чиновники в этот день сели за парты, чтобы вспомнить правила орфографии и пунктуации.
А поломать голову было над чем. “Я уже ознакомился с текстом диктанта и счастлив, что буду не писать его, а диктовать”, — пошутил Алексей Кортнев в начале мероприятия. Действительно, с текстом писательницы Дины Рубиной, ставшей автором Тотального диктанта в этом году, разобраться было непросто. Уже первое предложение: “Вопросы, относящиеся к могущественному Интернету, вполне можно назвать экзистенциальными…” — поставило некоторых москвичей в затруднительную ситуацию.
Жители столицы писали третью, заключительную, часть текста, когда первая уже была написана на Дальнем Востоке, а вторая — в Сибири, на Урале и в Казахстане. Таким образом организаторы акции решают проблему часовых поясов. Единство времени проведения — один из основных принципов диктанта. Среди других — бесплатная и добровольная основа участия. Те, кто еще вчера сбегал с уроков, сегодня с удовольствием взялись за ручки.
“Я пришла на Тотальный диктант, чтобы проверить свои “остаточные” знания спустя два года после окончания школы”, — поделилась студентка Ирина Палеева. Участвовали в акции и целыми семьями. Поддержать проректора МЭСИ Александра Молчанова пришел сын. Для него, школьника средних классов, написать диктант — привычное дело. Впрочем, именно это, юное, поколение, живущее в эпоху Интернета, больше всего подвержено риску забыть “великий и могучий”.
“Информационные технологии, открывающие нам качественно новые возможности, подчас несут в себе и новые угрозы, — отметила ректор МЭСИ Наталья Тихомирова. — К сожалению, в погоне за скоростью передачи мысли, за стремлением использовать новые слова, вполне приемлемые для переписки в Интернете, мы стали забывать русский язык”. Как нельзя кстати в связи с этим прозвучал текст Дины Рубиной, озаглавленный “Интернет — зло или благо?”. 317 слов о пользе и вреде Всемирной сети участники акции писали под диктовку около часа, а после — делились своими впечатлениями.
“Мероприятие прошло в очень душевной и непринужденной обстановке. Это действительно потрясающая возможность проверить свои знания просто так: это не обязательное мероприятие, не вступительное испытание, не ЕГЭ”, — сказала специализирующаяся в лингвистике студентка МЭСИ Карина Халикова.
К слову, среди студентов, принявших участие в акции, были не только лингвисты или филологи, но и “айтишники”, финансисты, менеджеры. “Русский язык нужно преподавать студентам всех специальностей, — считает Ирина Гынга, изучающая налоги и налогообложение. — Язык — это то, что будет сопровождать нас в течение всей жизни”.
Итоги Тотального диктанта уже подведены. “Пятерки” во всем мире получили 400 участников, из них 14 в Москве (из 1413). “1-2% “пятерок” — это традиционное соотношение для Тотального диктанта, — прокомментировала руководитель проекта Ольга Ребковец. — Наша акция не является всеобщим экзаменом и не дает объективный срез грамотности. Тотальный диктант — это, скорее, интеллектуальная игра с довольно сложными заданиями. Оценка за диктант — не самое важное. Важно, какой урок вы извлечете из этого”.
Многие рассуждали точно так же, как и О.Ребковец. “Тотальный диктант показал мои слабые стороны во владении русским языком, что, в свою очередь, открыло перспективы для саморазвития”, — сказал будущий экономист Евгений Лопатин. У него, студента МЭСИ, возможностей для того, чтобы совершенствовать свои языковые навыки, достаточно. Университет организует различные конкурсы и олимпиады, обучает и проводит тестирование по русскому языку иностранных граждан. Большой популярностью в вузе пользуются проекты, инициированные самими студентами — членами Студенческого совета: клубы ораторского мастерства и дебатов, тренинги выступлений и презентаций. Следуя девизу Тотального диктанта, молодое поколение утверждает: “Писать грамотно — это модно!”.

Елена ГОРДЕЕНКОВА

Нет комментариев