Трудности узнавания

Наблюдая эволюцию антител против ВИЧ, ученые задумались о новом подходе к созданию противоспидовых вакцин. Об этом сообщает Nature News.
В организме ВИЧ-инфицированного пациента впервые удалось проследить за развитием антител, которые распознают различные вирусы иммунодефицита. Эти молекулы, производимые иммунной системой, называются нейтрализующими антителами широкого спектра, и, если выявить механизм их образования, можно подойти к созданию подобных вакцин, защищающих от разных вариантов ВИЧ. Исследователи из Университета Дюка (Duke University School of Medicine) под руководством Бартона Хайнеса (Barton Haynes) обнаружили, что нейтрализующие антитела широкого спектра образуются только тогда, когда популяция вирусов иммунодефицита, поразивших организм, становится диверсифицированной. Что-то подобное в организме пациента ожидалось, но никогда прежде не наблюдалось. Результаты исследования иммунологов из Северной Каролины были опубликованы на сайте Nature. “Это действительно прекрасная демонстрация”, — сказал, комментируя публикацию для Nature News, Уильям Шиф (William Schief), белковый инженер из Исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute) в Калифорнии, специализирующийся на конструировании вакцин. Главный вопрос, по мнению ученого, в том, чтобы определить степень диверсификации вируса, которая достаточна для создания вакцины на основе нейтрализующих антител широкого спектра.
Вирус иммунодефицита человека мутирует с такой высокой частотой, что создать вакцину, которая узнавала бы достаточное количество вирусных вариантов, довольно сложно. За последнее десятилетие дизайнеры ВИЧ-вакцин изучали возможности нейтрализующих антител широкого спектра в надежде понять, что придает этим молекулам способность связываться и узнавать различные вирусы. Но заставить в условиях эксперимента человеческие клетки вырабатывать такие антитела оказалось труднее, чем предполагалось, потому что эти белки чрезвычайно сложны и обычно приобретают широкий спектр противовирусного действия спустя продолжительное время после заражения организма. Нейтрализующие антитела, описанные Хайнесом с коллегами, назвали CH103, и они узнают меньшее количество вариантов ВИЧ, чем другие нейтрализующие антитела широкого спектра. Но в то же время CH103 и менее сложны, чем подобные антитела, известные прежде, а потому ученые надеются, что их будет проще наработать для вакцины. Авторы обнаружили эти антитела у пациента, продолжительность заражения которого ВИЧ составляла 136 недель. Поскольку в их распоряжении были образцы крови больного, взятые на разных сроках инфицирования, они смогли отследить, как изменялись с течением времени вирусы и антитела к ним. Оказалось, что они коэволюционировали. Но главное — ученым удалось выявить предковую форму антител, своего рода зародышевую линию, производимую иммунными В-клетками, которые избежали созревания и превратились в нейтрализующие антитела широкого спектра. Благодаря этому исследователи смоделировали вакцинные белки-иммуногены, которые могут запустить в организме процесс образования нейтрализующих антител широкого спектра, подобных CH103. “Главный вывод нашей статьи в том, что нейтрализующие антитела широкого спектра могут и не быть столь сложными, как мы думали, следовательно, индуцировать их образование не так трудно”, — пишет Хайнес.