Люди, как птицы?

Генетический анализ нового вируса птичьего гриппа показал, что он адаптировался к организму млекопитающих, в частности людей. Новость распространило агентство EurekAlert!.
Исследование, проведенное при участии всемирно известного вирусолога и специалиста по вирусу птичьего гриппа Йосихиро Каваоки (Yoshihiro Kawaoka) из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) и Токийского университета (University of Tokyo), основано на данных о генетической последовательности вируса H7N9. За последние два месяца в Китае им заразились 33 человека, девять уже скончались. Вирусный генетический материал был выделен из четырех образцов, взятых у заболевших людей, а также у домашней птицы в окрестностях шанхайского рынка. “Человеческие изоляты, но не птичьи, отличились наличием мутации по одному из вирусных белков, допускавшей эффективное размножение вируса в клетках человека при температуре его верхних дыхательных путей, которая ниже, чем в организме птиц”, — сказал Каваока. Результаты исследования опубликованы в апрельском номере журнала Eurosurveillance. Источником самих генетических последовательностей была международная база данных, которую вскоре после обнаружения нового патогена пополнили китайские ученые.
По словам Йосихиро Каваоки, делать прогнозы по поводу способности вируса H7N9 вызвать пандемию пока слишком рано, однако признаки того, что вирус адаптировался к млекопитающим, в том числе к человеческому организму в качестве хозяйского, несомненны. Вирулентность вируса гриппа зависит от его способности прикрепляться к клеткам организма-хозяина и подчинять их себе таким образом, чтобы беспрепятственно реплицироваться внутри, а затем выходить наружу для дальнейшего распространения. Птичий грипп редко поражает людей, но может, мутируя, приспособиться к жизни в клетках человека, представляя существенный риск его здоровью. Как поясняет Каваока, большинство вирусов, отобранных для этого исследования как из человеческого организма, так и у птиц, имели мутацию по гемагглютинину, поверхностному белку, который нужен вирусу для прикрепления к клеткам хозяина. Благодаря этим мутациям облегчается инфицирование человеческих клеток. Но в дополнение к мутациям по гемагглютинину вирусы, выделенные у пациентов, имели также другую мутацию, которая позволяет патогену эффективно размножаться внутри клеток человеческого организма. И эта же самая мутация обеспечивает выживание вируса птичьего гриппа.