Поиск - новости науки и техники

Долой несуразицу! Ректоры Северного Кавказа требуют от властей более четкой образовательной политики.

На первом плановом заседании Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), состоявшемся недавно в Пятигорском государственном лингвистическом университете (ПГЛУ), единогласно было принято решение ввести в состав совета и президиума заместителя полномочного представителя Президента РФ в СКФО Михаила Ведерникова. Вопрос о налаживании более тесного взаимодействия совета с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СКФО обсуждался еще в ноябре прошлого года, на организационном заседании, и вот теперь был сделан конкретный шаг в этом направлении. Как считает председатель совета, ректор ПГЛУ Александр Горбунов, участие представителя президента в работе Совета ректоров позволит доносить до властных структур консолидированную позицию вузовского сообщества федерального округа и даже послужит своеобразной “подушкой безопасности” – защитит от непродуманных решений, затрагивающих сферу образования.
Правильность этого шага стала очевидной при обсуждении главной темы повестки дня – “Совершенствование программ развития вузов СКФО как важный инструмент повышения уровня эффективности и качества их деятельности”. “Вопрос очень серьезный, можно сказать определяющий, – заметил председательствующий Александр Горбунов. – Если потребуется, будем работать до глубокой ночи”. Но до ночи не потребовалось. Уложились в четыре часа плотного, порой весьма эмоционального обсуждения.
В обстоятельном докладе председатель совета, исходя из современных государственных приоритетов развития российской высшей школы, определил задачи, решение которых требует особого внимания и особой ответственности всех вузовских коллективов округа. Это привлечение сильных абитуриентов, создание интегрированной обучающей и формирующей среды в вузе, развитие дополнительного профессионального образования и программ международной мобильности, рост оплаты труда преподавателей и другие.
Александр Горбунов также обозначил общие для всех вузов Северо-Кавказского федерального округа проблемы, для решения которых необходима поддержка со стороны органов государственной власти. О некоторых из них говорили и ректоры, уделяя им едва ли не больше внимания, чем программам развития своих вузов. К слову, такие программы есть сегодня у всех государственных высших учебных заведений СКФО и у многих негосударственных, важность их для повышения качества высшего образования признают все ректоры. Но именно в ходе их выполнения и выявляются проблемы.
Как отметил заместитель председателя совета, ректор КБГУ Барасби Карамурзов, Россия продолжает падать в демографическую яму, в связи с чем обостряется борьба вузов за потенциальных студентов. Дно ямы будет достигнуто в 2017 году. К этому времени, если немедленно не принять мер, вузы региона могут проиграть рынок образовательных услуг. Как считает ректор, информацию о положении дел необходимо довести до всех сотрудников. Кроме того, каждому высшему учебному заведению нужно оценить угрозы, которые несет демографический спад, и свои возможности (кадровый потенциал, материальную базу, адаптивность ППС и другие), после чего оптимизировать вузовскую структуру.
По словам ректора КБГУ, вузам очень мешает несовершенство законодательной базы, например, в части проведения государственных закупок. Оно становится причиной значительного увеличения сроков приобретения оборудования (от полугода и более), доводит до грани срыва поставок (деньги приходят в ноябре, а все процедуры надо завершить в середине декабря). Недостаточны координация и информационное обеспечение вузов в ходе выполнения программ. “Министерство должно быть штабом, координатором не де-юре, а де-факто, – подчеркнул ректор КБГУ. – Если нужно передать какую-то часть полномочий, например, аппарату полпреда президента в округе, сделайте это! Если на местах есть люди или высшие учебные заведения, на которые министерство могло бы опереться, можно передать какие-то полномочия им”.
Затронул Барасби Карамурзов и проблему нормативов расходов на подготовку специалистов. Он привел в пример две родственные специальности, по которым готовят в КБГУ: первая – мехатроника и робототехника, вторая – конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительного производства. Требования к выпускникам, оборудование, кадровый потенциал идентичны. А норматив во втором случае в два раза меньше. Несуразица! “Нужно четко определить стоимость подготовки специалиста, и, если государство не может в полном объеме эту подготовку профинансировать, давайте вместе искать решения. Тем более что они есть”, – заявил ректор.
Наконец, он подверг критике выбранный политиками ориентир – приравнивание заработной платы преподавателя к средней зарплате по региону: “Разве в Омске, Томске, Москве и на Кавказе мы готовим специалистов не по единым стандартам? Если вуз их не выдерживает, решайте вопрос кардинально. Но если профессор в северокавказском университете готовит отличных, конкурентоспособных специалистов, почему он должен получать в три раза меньше московского коллеги?”
Барасби Карамурзов убежден, что необходима четко выверенная государственная политика в отношении учебных заведений Северного Кавказа. В регионе сегодня только вузы являются гарантами стабильности. Если их не будет, придет нечто иное…
О важности системы высшего образования для Северного Кавказа говорил и ректор Ставропольского государственного аграрного университета (СтГАУ), председатель Совета ректоров вузов Ставропольского края Владимир Трухачев. К сожалению, вузы округа сегодня, считает он, словно пасынки учредителей. К примеру, СтГАУ – единственный российский вуз,  который два года подряд награждался Золотой медалью “Европейское качество” в номинации “100 лучших вузов России”,  он дважды становился лауреатом Премии Правительства РФ в области качества.  Но эти победы никак не отражаются на его финансовом состоянии. По мнению Владимира Трухачева, у учредителя не хватает грамотного подхода к высшим учебным заведениям, достигшим хороших позиций. “Восемь лет строим здание общежития на 1000 мест, – посетовал ректор. – Все знают об этом. Что еще надо, чтобы помогли завершить строительство?”.
Ректор Ставропольского государственного педагогического института Людмила Редько предложила создать при совете инициативные экспертные группы: по экономике региона, социальной политике, демографии, этническим проблемам.
– Совет Российского союза ректоров поручил нашему совету, который просуществовал к тому времени всего 20 дней, разработать программу развития образовательной системы Северного Кавказа, – привела пример ректор. – Важно? Очень. Почетно? Безусловно. Но каков механизм выполнения задания? Мы что, у кого-то соберемся и на коленке будем расписывать как и что? Кто сегодня из руководителей вузов имеет полную картину процессов, происходящих на Северном Кавказе? Картину того, что будет с округом через пять, десять лет? А ведь это очень важно для разработки комплексной программы. Нужны внятные измерители. Экспертные группы, создаваемые при совете, на мой взгляд, могли бы помочь в решении этих вопросов.
Как заместитель председателя Комитета по образованию Думы Ставропольского края, Л.Редько призвала работающих в вузах региона депутатов разного уровня почувствовать себя “субъектами законодательной инициативы” и вместе разработать и внести в Государственную Думу предложения по совершенствованию недавно принятого Закона об образовании. “Мы как профессионалы видим, какие в нем “дыры”, – заметила ректор.
По итогам заседания Совет ректоров вузов округа принял развернутое постановление. В нем, в частности, намечено в соответствии с п. 2 Постановления Совета Российского союза ректоров от 21 декабря 2012 года №4 “О Совете ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа” начать разработку комплексной программы развития территориальной образовательной системы СКФО. Совет также сформулировал обращение к руководителям Министерства образования и науки РФ и отраслевых министерств, в котором призывает их не допускать дальнейшего сокращения бюджетных мест; не завышать уровней пороговых значений ЕГЭ; стимулировать удержание в регионах СКФО молодых специалистов; признать важность работы по воспитанию и формированию гражданственности студентов и финансово ее обеспечить; считать целесообразным для выхода на мировой конкурентоспособный уровень поддержку не 10-15 вузов, а хотя бы 60-80…
Самый юный региональный Совет ректоров страны настроен на продуктивную работу.

Станислав Фиолетов
Фото Константина Бабаларова

Нет комментариев