Издержки возрождения. Власти просят бизнес разделить затраты на модернизацию ссузов.

После периода невнимания к сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена государство вновь становится гарантом модернизации и развития системы образовательных учреждений НПО и СПО. Выступая на VII съезде Союза директоров ссузов России, отмечающего в этом году свое 15-летие, президент союза Виктор Демин назвал некоторые меры, предпринимаемые сегодня для поднятия уровня работы колледжей и техникумов, беспрецедентными. Оценку ситуации в сфере НПО и СПО, а также усилиям руководства страны по ее изменению дали и другие участники заседания.
На площадке Национального исследовательского технологического университета “МИСиС” съезд собрал около 600 директоров из всех федеральных округов и 80 регионов РФ, представителей администрации Президента РФ, Государственной Думы, Минобрнауки, отраслевых министерств и ведомств, коллег из Белоруссии, Украины, Приднестровья и Казахстана. В фойе развернули экспозицию своих достижений разработчики, производители и поставщики современного учебного и лабораторного оборудования для профобразования.
В адрес съезда поступило несколько приветственных обращений. Телеграмму от главы администрации Президента РФ Сергея Иванова, пожелавшего директорам “конструктивных и плодотворных дискуссий” и пообещавшего, что их инициативы будут приняты к действию, зачитал перед своим выступлением руководитель Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
В своем докладе министр сообщил, что сегодня в систему НПО и СПО входят почти 5 тысяч образовательных учреждений, где учатся порядка 3 млн человек. Кроме того, программы начального и среднего профобразования осваивают почти в 170 вузах около 200 тысяч студентов. По словам главы министерства, система СПО сопоставима по значимости и масштабу с системой высшего профобразования. В вузы и колледжи поступает примерно такое же число абитуриентов, что и в вузы, — порядка 1 млн. “По масштабам и структуре эта система отвечает сегодня структуре экономики страны, однако логика ее сложилась в середине прошлого века. Она была ориентирована на другой экономический уклад, другие запросы учащихся и их родителей, другие ожидания предприятий”, — отметил Дмитрий Ливанов. С появлением новых отраслей и постоянно обновляющихся требований к качеству и объему подготовки производственных кадров модернизация ссузов приобрела ключевое значение для перехода к инновационной экономике.
Министр отметил, что дефицит квалифицированных рабочих и техников — один из факторов сдерживания развития целого ряда промышленных отраслей, регионов и экономического сектора страны в целом. Наиболее продвинутые компании вынуждены активно влиять на систему СПО. Все больше предприятий автомобильной, горной, металлургической отраслей в условиях государственно-частного партнерства сотрудничает с исполнительной властью и учебными организациями, объединяя ресурсы и создавая образовательные заведения, отвечающие самым современным требованиям. В качестве одного из примеров Дмитрий Ливанов привел автомобильный кластер в Калужской области с участием компаний “Фольксваген”, “Пежо”, “Ситроен” и других. Партнеры полностью переоснастили местный колледж и создали передовое учебное заведение, отвечающее всем самым современным требованиям. Его выпускники полностью адаптированы к производству.
“Если компании вкладываются, очевидно, что расходы окупаются”, — резюмировал министр. По его данным, на СПО, повышение квалификации, внутрикорпоративную подготовку негосударственный сектор ежегодно тратит около 850 млрд рублей, что превышает расходы бюджета на профобразование. “Мы считаем, что именно система НПО и СПО наиболее перспективна с точки зрения государственно-частного партнерства. Это точка роста российского образования в целом на ближайшие годы, а может быть, и на десятилетия, — отметил глава Минобрнауки. — Объединив ресурсы, можно за короткое время создать, по существу, новый облик этой системы в нашей стране”. Она, по словам руководителя министерства, должна гибко реагировать на вызовы экономики, предлагать привлекательные образовательные программы для молодежи, “чтобы туда приходили не те, кто не попал в вузы, а те, кто ориентирован на успешную карьеру на производстве”. Необходимо также скоординировать планы работы учреждений СПО с приоритетами экономического развития регионов. Передача учебных заведений системы на уровень субъектов Федерации, уверен Д.Ливанов, — правильное решение. “Это приблизило образовательные учреждения к тем, на кого они работают, — ведущим предприятиям, региональным рынкам труда и местным властям”, — сказал он, добавив, что с федерального уровня поддержка НПО и СПО будет продолжена и расширена.
Особое внимание министр призвал уделить реализации на базе техникумов и колледжей программ для профобразования взрослых работающих граждан, которые хотели бы сменить специализацию или улучшить свои профессиональные позиции. По данным директора организованного в прошлом году Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Натальи Золотаревой, в ближайшие годы учащиеся этой категории могут составить до 70% контингента учебных заведений СПО.
В настоящий момент министерство разрабатывает новые механизмы для развития государственно-частного партнерства, повышения финансовой устойчивости и экономической сбалансированности учреждений системы. Директор департамента призвала их руководство “стремиться к большей самостоятельности” и развивать общественные институты управления образованием — наблюдательные, попечительские советы и т.п.
Виктор Демин, со своей стороны, отметил положительную роль новой министерской структуры во взаимодействии ссузов с ведомством, а также выразил удовлетворение недавней инициативой Минобрнауки поддержать в 2014-2015 годах развитие сектора НПО — СПО, вложив в него 2 млрд бюджетных рублей. Затронув в своем докладе тему привлечения бизнес-структур в эту сферу, он сообщил, что на настоящий момент более 65% российских предприятий не сотрудничают с учреждениями СПО, и подчеркнул, что необходимо нормативно закрепить привлекательные для промышленников преференции.
В числе предложений Союза директоров министерству — законодательное оформление ведения на этом уровне образования научной деятельности, расширение доступа СПО к участию в госпрограммах по поддержке НИР, совершенствование Национальной рамки квалификаций РФ и активизация создания системы сертификации квалификаций. “Наша общественная организация должна сыграть серьезную роль в этом процессе”, — заявил Виктор Демин.

Татьяна Возовикова
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев