Академический час

При Совете РАН по космосу под руководством члена-корреспондента РАН Олега Орлова сформирована экспертная группа по проблеме планетарной защиты. Необходимость такого органа связана с возрастающей актуальностью биологической защиты Земли и планет Солнечной системы. Без подобного карантина не обойтись, поскольку при проведении космических исследований и экспериментов на поверхность планет доставляется научная аппаратура, а обратно привозятся образцы неземного происхождения.
В частности, вопросы биологической защиты будут полномасштабно решаться при выполнении научного проекта “Фобос-Грунт” в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, утвержденной Правительством РФ. Рабочая группа по проблеме планетарной защиты будет заниматься координацией деятельности институтов РАН, а также организаций Федерального космического агентства и Федерального медико-биологического агентства по вопросам планетного карантина при осуществлении межпланетных космических полетов. Материально-техническое обеспечение экспертной рабочей группы, а также организация работы по сбору, хранению, обработке и анализу научной информации в области планетарной защиты возложена на Институт медико-биологических проблем РАН.
Золотой медали имени М.В.Келдыша 2011 года удостоен академик Тимур Энеев за цикл работ по механике и управлению движением.
Президиум РАН утвердил распоряжение о Комиссии по отбору изобретений научных учреждений Академии наук для патентования за границей. Председателем новой структуры назначен академик Вячеслав Осико.
Задача комиссии — подготовка для руководства Президиума РАН материалов, касающихся оказания централизованной финансовой помощи академическим учреждениям в патентовании изобретений за границей, если они созданы за счет средств федерального бюджета, а права на них принадлежат институтам РАН. Работу эту комиссия будет вести вместе с отделениями по областям и направлениям науки, региональными научными центрами и институтами РАН.
В функции комиссии входят вынесение рекомендаций о целесообразности зарубежного патентования имеющих перспективы коммерческой реализации изобретений институтов РАН, подготовка предложений об оказании централизованной финансовой помощи для оплаты данных расходов, а также взаимодействие с российскими патентными поверенными. Комиссия и институты РАН также будут регулярно, не реже одного раза в год, анализировать целесообразность продолжения зарубежного патентования и охраны действующих патентов на изобретения.