Климат не помеха. Томский политехнический университет становится все более привлекательным для иностранных студентов.

Удивительно, но факт: вуз из, казалось бы, холодной и далекой Сибири демонстрирует в последние годы впечатляющую динамику роста количества студентов-иностранцев. Так, за пять лет — с 2008 года — число представителей стран дальнего зарубежья, обучающихся в ТПУ, выросло с 328 до 939 человек, а из стран СНГ — с 1150 до 2224. Почти 15 процентов студентов-очников в Томском политехническом университете — граждане государств, расположенных на самых разных континентах нашей планеты: на фасаде главного корпуса ТПУ можно вывесить флаги 53 стран мира, в том числе таких, прямо скажем, не близких к Томску, как Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Камерун, Нигерия, Зимбабве, Индонезия, Индия, Иран, Ирак, Малайзия, Вьетнам… Даже Австралия была представлена вплоть до недавнего времени. Справедливости ради стоит отметить, что наибольшее количественное представительство принадлежит все же российским “соседям”: Китаю, Монголии, Казахстану.
Как и за счет чего сибирский вуз, несмотря на такие “отягощающие” факторы, как климат и географическое положение, добивается успехов в работе по привлечению иностранных студентов?
— На самом деле, климат и географическая отдаленность не играют сегодня существенной роли, — считает заместитель проректора по образовательной и международной деятельности ТПУ Татьяна Петровская. — Холодно? А вот американцы говорят: нет плохой погоды, есть неправильная одежда. Нынешнее поколение молодых людей во всем мире растет мобильным, готовым к переездам и путешествиям. Интернет, социальные сети стирают этнические и культурные границы, и молодежь сегодня не боится “чужих”…
По словам Татьяны Петровской, главными критериями при выборе места учебы в настоящее время являются качество образовательных программ вуза, уровень преподавательского состава, техническая оснащенность учебного процесса, бытовые условия и качество среды, в которой находится университет: социально-культурная атмосфера городского сообщества, сервис, безопасность и т.д.
Все эти позиции Томский политехнический университет начал постепенно “подтягивать” примерно с конца 1990-х годов, когда в ТПУ появился первый студент-иностранец — гражданин Марокко Абдель Мосхен, защитивший диплом бакалавра в 1998 году. Тогда-то руководство вуза и взяло курс на расширение экспорта образовательных услуг. Университет создал Центр организации обучения иностранных студентов, затем Институт международного образования (ныне — Институт международного образования и языковой коммуникации). В 2002 году дипломы ТПУ получили два иностранца, а в 2012 году выпускников из дальнего зарубежья насчитывалось уже 85!
— Мы изначально сделали ставку на системный профессиональный подход к работе по всем направлениям: от набора студентов-иностранцев до их торжественного выпуска, — говорит Татьяна Петровская.
Деятельность по привлечению иностранных студентов возложена на отдел рекламы и маркетинга. Задача его сотрудников — проведение рекламных акций и кампаний в зарубежных СМИ, иностранном сегменте Интернета, участие в международных образовательных выставках и форумах, работа с аппликациями, переписка с поступающими.
Создан оригинальный англоязычный сайт, представляющий всю необходимую информацию о возможностях обучения в ТПУ иностранных граждан. По оценкам специалистов, этот ресурс не уступает по дизайну и сервису лучшим мировым образцам. Ежегодно на него поступает до 10 тысяч заявок и писем со всего света, и на каждое такое обращение сотрудники отдела рекламы и маркетинга дают ответ.
Большое значение имеет внеучебная социокультурная работа со студентами-иностранцами.
— Что такое образовательная услуга, которую мы предлагаем иностранным гражданам? Пятьдесят процентов — это образовательная программа, — продолжает Татьяна Петровская. — А другие пятьдесят процентов — то, что, собственно, и помогает образовательной программе состояться. Для студента из дальнего зарубежья это, прежде всего, среда, в которой он живет: бытовые условия, медицинская помощь, правовая защита…
Сегодня иностранные студенты ТПУ проживают в комфортном общежитии университета в двух- и трехместных комнатах, оснащенных всем необходимым. Решены вопросы медицинского страхования и оказания медпомощи. Отлажено взаимодействие с миграционной службой, правоохранительными органами. Благодаря совместной работе политехников и “силовиков” каких-либо криминальных проявлений в отношении иностранцев давно уже не наблюдается. В Томске человек с любым цветом кожи и разрезом глаз чувствует себя достаточно спокойно. Этому способствует и работа по социализации и интеграции иностранцев в городскую общественную среду. Университет проводит множество мероприятий с национально-культурными организациями, участвует в программе “Мультикультурный Томск”. Иностранные студенты — частые гости в томских школах, активно участвуют в общегородских праздниках.
С 2006 года Томский политех становится центром притяжения самых талантливых иностранцев, обучающихся в российских вузах. На базе ТПУ проводится ежегодный Всероссийский смотр-конкурс научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов, на который собираются свыше 300 представителей 30-35 университетов России. Не так давно, в апреле, прошел уже седьмой такой смотр.
Сегодня в ТПУ действует полноценная инфраструктура по работе с иностранными студентами. Ее ядро — Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК), в нем в рамках программы довузовской подготовки иностранные студенты изучают русский язык, вводные курсы по математике, физике и другим предметам, проходят школу адаптации к российской системе образования, усваивают основы русской культуры. Последующие два года студенты обучаются по программе базового высшего образования по унифицированным учебным планам и адаптированным учебно-методическим материалам в ИМОЯК, на отделении организации профессиональной подготовки.
Гибкость образовательной модели проявляется в том, что по желанию студентов и при достаточной языковой подготовке после окончания подготовительного отделения они имеют возможность перейти в другие институты университета для освоения основных образовательных программ. Международный вариант ступенчатой модели подготовки бакалавров нашел воплощение в совместных образовательных программах ТПУ (“2+2”) с двумя крупными китайскими университетами — Цзилиньским и Шеньянским политехническим.
ИМОЯК совместно с другими институтами ТПУ организует обучение по программам бакалавриата и магистратуры на английском языке. Кроме того, более 200 курсов на английском языке предлагаются студентам партнерских университетов, приезжающих в университет в рамках программ академического обмена и по собственному выбору.
ТПУ готов и в дальнейшем увеличивать набор иностранных студентов. Пока только одно ограничивает этот процесс — количество мест в общежитии. Но уже в 2014 году в строй вступит новое современное общежитие на 650 мест, что позволит Томскому политехническому университету совершить новый рывок в экспорте своих образовательных услуг.

Говорят выпускники ТПУ:
— В эти два года я активно участвовал во многих мероприятиях университета: в научных конференциях, культурных и спортивных акциях, в музыкальном конкурсе, выступал на вечерах дружбы. Познакомился и подружился со студентами из России, Вьетнама, Монголии. И теперь лучше знаю культуру и жизнь не только вашей, но и других стран. В Томске я провел самые интересные годы моей жизни. Я научился кататься на лыжах и сноуборде, играть на гитаре. Я очень счастлив!
Выпускник ТПУ (программа “2+2”) 2012 г. Ван Фэй, Китай

— Образование здесь действительно качественное, преподаватели — настоящие профессионалы. Большинство из них очень добрые, отзывчивые люди, у которых приятно учиться. Во многом именно благодаря доброжелательному отношению преподавателей мне удавалось хорошо учиться и добиваться успехов.
Выпускник ТПУ 2012 г. Дао Ань Туан, Вьетнам

 — Прошло три года с тех пор, как я приехала в Томск. Теперь могу сказать, что справилась со всеми трудностями. Мне понравилась система образования в России, понравились добрые, отзывчивые преподаватели, которые всегда помогали мне. Помню, как в первый год у меня каждый день были консультации до трех часов, потому что сложно было учить русский язык.
Скоро мне возвращаться на родину, в планах — найти работу в сфере нефтегазовых разработок. А через несколько лет хочу поступить в аспирантуру, потому что для хорошей карьеры обязательно нужно хорошее образование.
Выпускница ТПУ 2012 г. Фадхила Нурамалия, Индонезия

Подготовил Сергей ПАЛАДИН. Фото пресс-службы ТПУ

Нет комментариев