Ищите курицу!

Эксперты бьют тревогу по поводу нового вируса птичьего гриппа. С подробностями — The Scientist, Live Science.
Портал Live Science перепечатал материал U.S. News&World Report, посвященный вспышке птичьего гриппа в Китае, которая вызвана новым штаммом вируса H7N9 и о которой стало известно в марте этого года. К концу апреля этот вирус уже обнаружили у жителя Тайваня. В Китае новым птичьим гриппом заболели больше 100 человек, 22 из них умерли. “Ситуация остается сложной, труднопреодолимой и развивающейся. Если посмотреть на все вирусы гриппа, то этот представляется необыкновенно опасным для людей”, — говорит Кейдзи Фукуда (Keiji Fukuda), заместитель генерального директора по безопасности здравоохранения ВОЗ. Новый штамм вируса птичьего гриппа отличается большей вирулентностью, и, если он приобретет способность передаваться от человека к человеку, сдержать эпидемию будет очень трудно, считают эксперты. До сих пор все случаи заболевания, в том числе и со смертельным исходом, были обусловлены контактами с живой птицей. Изучив генетическую последовательность вируса H7N9, ученые пришли к выводу, что в ней фактически смешались три различных подтипа вируса птичьего гриппа и этот новый вариант мог распространяться среди кур, оставаясь незамеченным.
Если подозрение о возможности передачи нового вируса между людьми подтвердится и угроза эпидемии станет реальностью, то потребуются срочное создание вакцины против этого штамма и масштабная вакцинация населения, отмечается в публикации. По данным U.S. News&World Report, калифорнийская компания Inovio уже начала работать над вакцинным препаратом и планирует получить доступ к вирусным образцам для первых испытаний. Начало работ стало возможным благодаря тому, что генетическая последовательность вируса (представленная, как у всех вирусов гриппа типа А, молекулой РНК) опубликована и открыта для исследователей во всем мире. Ее анализ уже выявил мутации, способствующие заражению организма человека, а также мутацию, которой можно объяснить высокую вирулентность вируса в смертельных случаях. Вирус гриппа связывается с клетками посредством своего белка гемагглютинина, который соединяется с сиаловой кислотой на поверхности клеток организма-хозяина. Как отмечает The Scientist, последовательность гена гемагглютинина у вируса H7N9 такова, что обусловливает повышенное сродство этого белка к сиаловой кислоте, находящейся на поверхности клеток верхних дыхательных путей человека, что облегчает инфицирование. А мутация по одному из генов вирусной РНК-полимеразы обеспечивает размножение нового вируса, для которого предпочтительнее более низкая, чем в организме птиц, температура верхних дыхательных путей человека.