Поиск - новости науки и техники

РУДН: Упор на разговор

В РУДН, который  занимает первое место в стране по количеству иностранных студентов, знают, как помочь иностранцам быстро освоить русский язык и научиться жить в мире и дружбе. 

В начале пути
Самым первым факультетом Российского университета дружбы народов (РУДН) был подготовительный, он открыл свои двери для иностранных и российских студентов 1 октября 1960 года. На всех остальных факультетах занятия начались только год спустя: сначала молодым людям предстояло освоить язык преподавания. В том же 1960-м в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы, как тогда назывался вуз, была основана кафедра русского как иностранного (РКИ), перед которой была поставлена задача разработки нового направления в филологии – методики преподавания РКИ. Это означало также появление в СССР новой специальности – преподавателя русского как иностранного.
Об истории самого первого факультета УДН напомнил декан факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (в народе – подготовительный факультет, или просто “подфак”) Владимир ЯКУШЕВ. В Джакарте в начале февраля 1960 года на международной конференции рассматривался вопрос о том, кто будет готовить специалистов для освободившихся от колониализма стран Африки. Выступая с трибуны, Никита Хрущев неожиданно объявил о решении создать в СССР Университет дружбы народов. На самом деле решения на тот момент еще никакого не было. Но процесс пошел. Уже к возвращению российского партийного лидера в Москву документы о создании такого вуза были подготовлены. А затем в столицу начали приходить многочисленные письма от молодых иностранцев с просьбой зачислить их в УДН. Отбор велся по разным направлениям: через госконтракты, по линии компартии, через посольства. И 1 октября приступили к занятиям на подготовительном факультете 539 студентов из 59 стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также 57 советских студентов. Иностранцы учили русский, а наши ребята – иностранные языки. В новый вуз были приглашены 120 опытных преподавателей из МГУ, Московского педагогического института и других вузов.
Сегодня на подфаке учатся более тысячи студентов из 99 стран.
С 2006 года факультет занимает специально построенное для него здание, оснащенное необходимым лабораторным оборудованием, с компьютерными классами и прекрасной библиотекой научно-методической литературы.
По словам декана, при наборе абитуриентов университет старается не допускать преобладания представителей какой-то одной нации. Кроме того, исследования и опыт показали, что если количество студентов из одной страны превышает 70-80 человек, вероятность проблем внутри этой группы и во взаимодействии ребят с внешним миром заметно возрастает. И это приходится учитывать. В последние годы увеличилось количество слушателей из стран СНГ, владеющих разговорным русским, но не знающих языка специальности и очень слабо знакомых с русской грамматикой. С постсоветского пространства больше всего на подфаке молодых людей из Туркмении и Таджикистана. Случалось, что на подфак возвращаются подучиться первокурсники, переоценившие свое знание русского. Для них формируются специальные группы, корректируются программы.
Вообще, количество программ на подфаке по сравнению с первыми годами его существования очень выросло. Ведь сегодня здесь учатся не только те, кто пойдет на первый курс бакалавриата, но и будущие магистранты, ординаторы, аспиранты… Студентам, которые приезжают в РУДН осваивать программы на английском языке, предлагают интенсивный курс бытового русского. Он рассчитан на два-три месяца, и его можно проходить параллельно с учебой на основном факультете. А можно и приехать заранее, поучиться в летней школе. Такие экспресс-программы пришлось ввести для того, чтобы сделать пребывание иностранцев в России более комфортным. Ведь, согласитесь, очень неуютно жить в стране, если не умеешь объясниться в магазине или в метро.
Но главная задача подфака – подготовить студентов к обучению на основных факультетах, помочь им освоить язык будущей профессии. Молодой иностранец может прекрасно знать курс, скажем, биологии на родном языке, но в дальнейшем ему ведь придется учить этот предмет на русском. Нужно учитывать и то, что системы образования в разных странах обладают своими особенностями, знания по предметам у слушателей на разном уровне. На подфаке студенты изучают профилирующие предметы по специальным программам, подготовленным с участием преподавателей основных факультетов РУДН. Понятно, что наборы этих предметов для будущих медиков одни, для инженеров – другие, для гуманитариев – третьи.
С самых первых дней существования подготовительного факультета огромное внимание уделялось организации досуга студентов, помощи им в адаптации к чужой стране. Проведение уроков-концертов, экскурсии в музеи, знакомство с достопримечательностями Москвы, просмотры кинофильмов – всех форм внеучебной работы и не перечесть. С ребятами много времени проводят тьюторы, для которых обязательным требованием является знание хотя бы одного иностранного языка. А лучше двух-трех. На плечи тьюторов ложится решение множества проблем. Нужно объяснить молодым людям, не знающим русского языка, правила распорядка в университете и общежитии, вовремя заметить назревающие проблемы и тактично помочь их мирно разрешить. К этой работе активно подключаются студенческие землячества.
Обучение на подфаке длится всего год, но многие его слушатели и позже не забывают своих первых преподавателей русского, забегают, делятся проблемами и радостями. И выпускники РУДН, приезжая в Россию, также приходят на подфак. Ведь отсюда начинался их путь в профессию!
Учить по-новому
Когда-то во всем Советском Союзе было порядка 30 подготовительных факультетов для иностранных граждан. В подготовке кадров им очень помогал Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, где в 1968 году был создан первый в стране факультет повышения квалификации преподавателей РКИ. Этот факультет и сейчас очень востребован, и не только своим университетом.
Декан факультета Татьяна ­БАЛЫХИНА приводит цифры:
– По сравнению с 1995 годом количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, выросло более чем в два раза и составило в 2012 году 118,7 тысячи человек. А вузов, где они учатся на очных отделениях, стало почти в три раза больше, чем в год распада СССР, – их сейчас 787. Отметим, что РУДН занимает среди них первое место по количеству иностранных студентов-очников: в 2010-2011 годах у нас учился 8221 иностранный студент. Для сравнения, на втором месте МГУ им. М.В.Ломоносова – там их 3512.
Как рассказала декан, в последние годы русисты РУДН разрабатывают и внедряют инновационные подходы к преподаванию русского как иностранного. Программы по РКИ тем эффективнее, чем больше ориентируются на будущую специальность иностранных студентов. Исходя из этого отбирается языковой материал – основную часть его составляет общенаучная и узкоспециальная терминология. Выявляются стратегии и тактики профессионально-делового общения. В последние годы наиболее востребованными стали инженерно-технические специальности (их осваивают 19,7% иностранных студентов российских вузов), медицина (18%), экономика и управление (18%), русский язык (13,5%), гуманитарно-социальные науки (12%). Лингвометодическое обеспечение этих специальностей стало приоритетом в работе методистов и преподавателей РКИ.
Упор на занятиях делается на коммуникацию. Во главу угла ставится обучение не системе языка, не грамматике, а навыкам и умениям общения на русском языке, активной коммуникативной деятельности.
Помогает иностранному студенту максимально быстро и эффективно овладеть русским и ориентация обучения на особенности его национальной языковой системы, его родной культуры… Сегодня, говорит Т.Балыхина, межкультурная педагогика стала отдельной областью методики РКИ, она активно разрабатывается на теоретическом и практическом уровнях. В российских вузах в последние годы большинство иностранных обучающихся – граждане стран Азии (35,7%), Африки (6,9%), Ближнего Востока и Северной Африки (6,3%). Доля студентов из стран СНГ – 39,1%. Изучение специфики языковых систем, этнокультурных особенностей этих стран – главная задача современной этнометодики и межкультурной педагогики. В этой области ведутся научные исследования, пишутся диссертации, публикуются монографии, разрабатываются этноориентированные учебники и учебные пособия.
Примета времени – активное использование информационных технологий. По РКИ разработано большое количество мультимедийных учебных комплексов, электронных учебных средств по лингвокультурному образованию, профессионально-ориентированному обучению общению на русском языке. Созданы специализированные сайты. В учебных целях используются технологии асинхронной интернет-коммуникации (созданные университетами, кафедрами, самими преподавателями специализированные сайты, форумы, телеконференции и др.) и синхронной (текстовые чаты, видеоконференции и т.д.), технологии Веб 2.0 (такие, как блоги, социальные сети, “живые журналы” и др.).
Технологии, методы, приемы обучения русскому языку, разработанные и апробированные методистами и преподавателями РКИ, получают признание не только в системе обучения русскому иностранцев. Они востребованы и обычными преподавателями русского языка.
Система повышения квалификации преподавателей РКИ постоянно обновляется и совершенствуется. Помимо традиционных форм переподготовки и повышения квалификации преподавателей (очная, дистанционная, дистанционно-очная) российские центры, курсы, факультеты ПК проводят выездные семинары (в городах РФ, в странах ближнего и дальнего зарубежья), вебинары и веб-консультации, что позволяет существенно расширить слушательскую аудиторию.
Создана обширная система интернет-поддержки профессионального развития преподавателей РКИ: порталы поддержки русского языка как иностранного ФПКП РКИ http://www.langrus.ru; http://www.forteacher.ru; http://www.schoolrus.ru; портал поддержки системы тестирования http://www.testor.ru и многие другие. Внедрены в практику дистанционные школы, медиатеки и т.д. Эти ресурсы помогают не только повысить профессиональный уровень преподавателя РКИ, но и проверить его профессиональную компетентность с помощью систем онлайн-тестирования – линейного, адаптивного, AUC-тестирования и т.д.
Как показывают многочисленные рабочие встречи сотрудников факультета с представителями зарубежных образовательных организаций, достаточно много иностранных абитуриентов хотели бы получить профессиональное образование в вузах России, но по финансовым и иным причинам не готовы тратить год на изучение русского языка в России. “Русисты” РУДН предлагают систему мер, которая поможет нашим вузам не потерять иностранных студентов. В частности, это организация российскими специалистами предвузовского этапа обучения непосредственно в других странах, оказание методической помощи зарубежным образовательным организациям, где ведется преподавание русского языка, активное развитие дистанционных и комплексных (очно-заочных) технологий обучения по программе предвузовского этапа.
И нельзя не отметить, что в последнее десятилетие у преподавателей РКИ сформировался новый контингент учащихся – из средних школ и дошкольных учреждений. Трудовая миграция населения растет, поэтому быстро увеличивается количество полиэтнических и поликультурных классов и групп. Нужны методические материалы, учебные средства, квалифицированные специалисты. Пока что на российском рынке образовательных услуг, считает Т.Балыхина, эта ниша остается незаполненной.

Гармония со стажем
В коридорах Российского университета дружбы народов (РУДН) слышны разговоры на многих языках. Ни в одном вузе России нет такого представительства разных стран, разных культур. И недаром название этого университета включает слова “дружба народов”. Воспитанию в молодых людях толерантности, так или иначе, способствует вся жизнь в вузе. И вся система внеурочной работы. Как рассказал проректор по работе со студентами РУДН Александр Гладуш, система эта базируется на трех принципах. Первый, самый важный – иностранных и российских студентов не разделять. В состав каждой группы входят представители разных стран, разных народов и регионов России. И при планировании любого мероприятия учитывается, что коллективы студентов интернациональны.
Второй принцип – студенты сами привлекают друг друга к разного рода активности – в первую очередь, внутри землячеств. “Но, естественно, при нашем участии”, – уточняет проректор. А третий принцип – структурирование студенческого коллектива. Опыт, который накоплен здесь РУДН, достоин тщательного изучения. В университете сегодня более 140 молодежных организаций: среди них есть и мощные, которым под силу организовать крупные мероприятия, и совсем маленькие. Например, землячество, состоящее из трех человек. Именно таково минимальное число студентов, которые, согласно Уставу университета, могут объединиться в землячество. Силами этих многочисленных организаций, по сути, и осуществляется вся внеучебная работа – около тысячи разнообразных мероприятий в год. И участвуют в них, так или иначе, множество молодых людей всех национальностей. Отмечали, к примеру, студенты-колумбийцы “День Колумбии”. Организовали выставку, пригласили дипломатов из своего посольства. И все студенты, проходившие мимо, заинтересовавшись, останавливались, задавали вопросы, узнавали что-то новое об этой стране. До этого была Неделя арабской культуры, до нее – Неделя Латинской Америки. А совсем недавно, в конце апреля, такой фестиваль провели студенты из Африки. Землячеств в РУДН много – их создали представители не только дальнего зарубежья, но и стран СНГ, и республик Российской Федерации. Землячества составляют региональные объединения, которые и готовят недели стран своего региона. Так весело и непринужденно студенты РУДН знакомятся в течение года с культурами народов практически всего мира.
Землячества – организации весьма традиционные, считает А.Гладуш. А есть в РУДН и очень оригинальные студенческие структуры. Например, Женский комитет. Эта общественная многонациональная организация существует в стенах университета практически со времени его создания. По определению проректора, это “самое настоящее явление”. В Женском комитете работают молодые люди, которым близки идеи толерантности и гуманизма, которые хотят проявить свои организаторские и творческие способности.  
– Они всегда готовы прийти на помощь, – рассказывает Александр Дмитриевич. – Когда в 2010 году случилось землетрясение на Гаити, унесшее много жизней, студенты, приехавшие с этого острова, испытывали очень сильный стресс, и именно в Женском комитете они нашли хорошую психологическую поддержку. Здесь реализуется много разнообразных проектов. Один хотелось бы отметить – “Студенты РУДН – детям-сиротам”, это работа с двумя подшефными детскими домами во Владимирской области. Я считаю, что у каждого вуза должен быть подшефный детский дом. Дело даже не в материальной поддержке, а в человеческом отношении, которое так необходимо детям-сиротам, и жизненном опыте, который получают студенты. Уже восемь выпускников одного из детдомов учатся у нас в университете. Кстати, бывший воспитанник подшефного детдома после окончания РУДН получает сейчас второе высшее образование в одном из французских вузов. Представляете, что чувствует такой ребенок? Да для него это как рывок в космос!
Несмотря на свое название, эта организация давно уже вышла за рамки чисто женского коллектива. Сейчас в Женском комитете около 40 юношей разных национальностей. Интересно, что долгое время председателем Женского комитета был молодой человек из Бразилии, а до него – парень из Гаити.
В целом, на мой взгляд, это идеальная форма студенческой организации. В Женском комитете сосредоточено все: и творчество, и благотворительность, и просветительство. И все делается по желанию, никакого принуждения.
…Известно, насколько актуальна сегодня для нашего общества проблема толерантности. И поэтому люди, знающие РУДН лишь понаслышке, порой сомневаются: может ли университет, тем более с таким многонациональным студенческим коллективом, быть исключением из правил? Неужели тут не бывает случаев проявления национальной нетерпимости? Проректор тихо отвечает: “Это деликатный вопрос. Не разобравшись, можно легко обвинить человека в нетолерантности. Но перед тем как дать оценку тому или иному факту такого рода, всегда стоит задуматься: а не сделаешь ли ты хуже? Конечно, в студенческой среде возникает много бытовых противоречий, но мы стараемся аккуратнейшим образом не делать из мухи слона. Ведь нетерпимость на бытовом уровне порой возникает даже у взрослых людей, что уж говорить про молодых. И их национальность тут ни при чем. Скорее всего причина в недостатке культуры, в неумении владеть собой. Я всегда приглашаю к себе обе стороны конфликта, и мы разбираемся, в чем проблема”.
Каждый год в Международный день толерантности, 16 ноября, в университете все руководители студенческих организаций подписывают Декларацию студенческого сообщества РУДН, признавая, что толерантность – это социальная норма, которая проявляется в праве быть различными, в устойчивой гармонии между представителями различных конфессий, политических, этнических и социальных групп. В уважении к разнообразию культур. В готовности к пониманию и сотрудничеству друг с другом. Пренебрежение принципами дружбы, толерантности и взаимопомощи несовместимо со званием студента РУДН, записано в декларации.
Знакомство с жизнью университета показывает, что для его студентов это не только слова.

Материалы подготовили
Наталия Булгакова
и Татьяна Чернова
Фото Марии Гальцовой
и Натальи Карповой

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF.

Нет комментариев