Больше высшего? Два уровня — не предел.

Продолжается обсуждение нового законопроекта об образовании. Напоминаем, что его текст опубликован на сайте www.zakonoproekt2011.ru, где до 1 февраля в рамках общественного обсуждения каждый желающий может высказать свое мнение. Какие изменения системы высшего образования нужно отра-зить в новом законе?
Переход на двухуровневое высшее образование, в свое время вызвавший немало споров, на мой взгляд, был шагом необходимым, но недостаточным. Высшее образование требуется дифференцировать и дальше, для чего следует ввести еще один уровень — общее высшее образование. Оно предваряло бы обучение в бакалавриате и магистратуре и заканчивалось выдачей диплома. Причем сделать его можно многопрофильным: гуманитарным, физико-математическим, естественнонаучным, с углубленным изучением общепрофессиональных дисциплин с целью последующего обучения в специализированных институтах и университетах.
Структура организации высшего образования в этом случае будет выглядеть следующим образом:
колледжи — 1,5-2 года — общее высшее образование;
институты — 2,5-3 года, специализация на базе общего высшего образования (бакалавриат, магистратура, корпоративные учебные заведения и др.);
университеты — совокупность специализированных институтов со своими стандартами, формами обучения, магистратурами.
Из этой структуры выпадает специалитет. На мой взгляд, это уровень надуманный, поскольку бакалавры и магистры тоже специалисты. Не входят в нее и академии: в моем понимании, они нужны лишь для повышения квалификации специалистов, имеющих стаж практической работы по профилю академии.
Предлагаемая структура высшего образования — более простая, понятная и прагматичная, чем существующая. Перечислим только некоторые ее преимущества:
она значительно ускорит выход на рынок труда молодой рабочей силы с высшим образованием;
будет способствовать расширению доступа всех слоев населения к получению высшего образования;
сделает более осознанной, целенаправленной и эффективной специализацию на базе общего высшего образования;
эта специализация, непосредственно на производстве или в корпоративных учебных заведениях, будет более предметной и полезной для обучающихся и обучающих;
закрепление предлагаемой структуры законодательно сократит бюджетные расходы на высшее образование и повысит его качество.
Процесс объединения вузов и колледжей уже идет. Теперь этим колледжам надо придать статус структурного подразделения вуза с пересмотром программ и выдачей после их окончания дипломов о высшем общем образовании. Такой же статус можно придать подготовительным курсам для поступающих в вуз — с расширением программ до уровня общего высшего образования и продлением срока обучения до двух лет. Возможно, кому-то из абитуриентов такого диплома о высшем образования окажется вполне достаточно — и для удовлетворения личных амбиций, и для продолжения трудовой деятельности непосредственно на производстве.
Второе предложение — разрешить всем вузам (а не только МГУ и СПбГУ) выдавать свои дипломы. “Единый государственный диплом” нивелирует ответственность каждого вуза за качество образования и как бы перекладывает ее на государство. А качество образования должна определять независимая от государства и вузов организация на основе анализа качества выпущенных специалистов с публикацией результатов в СМИ. Практика оценки рейтинга вуза по баллам ЕГЭ или другим школьным оценкам ошибочна. Если средний балл при поступлении низкий, а специалист выходит из вуза хороший или отличный, значит, вклад педагогического коллектива в его формирование был более весомым. А если из “отличника” школы вуз не может подготовить хорошего специалиста, значит, педагогический коллектив вуза слабый.
И, наконец, третье предложение. Госзаказ на подготовку специалистов размещать в те вузы (независимо от учредителя), которые выпускают лучших специалистов при наименьших бюджетных затратах на подготовку одного специалиста. Предусмотренное жесткое административное регулирование деятельности вузов и внезапные административные проверки не принесут ожидаемых результатов, если не дать реальной свободы творчества вузам и не оценивать их деятельность по конечным результатам, то есть по качеству подготовленных специалистов.
Закрепление в законе предложенных дополнений значительно снизит уровень коррупции, сделает систему образования более прозрачной и эффективной.

Владимир ТИРСКИЙ, ректор Томского экономико-юридического института

Нет комментариев