Поиск - новости науки и техники

Весело о главном. В студенческом бизнес-инкубаторе ПетрГУ знают, как пробудить интерес к инновациям.

Стать истинным спидкубером – научиться быстро собирать кубик Рубика, продемонстрировать свои достижения в робототехнике, побороться за звание лучшего геймера в таких компьютерных играх, как Counter-Strike1.6, PointBlank, Dota2, QuakeLive, Starcraft2, и других, отточить умение эффективно вести дебаты на высшем уровне и блеснуть интеллектом, отвечая на каверзные вопросы в духе популярной телевикторины “Своя игра”, – все это можно было сделать, приняв участие в Фестивале интеллектуальных игр, организованном и проведенном Студенческим бизнес-инкубатором Петрозаводского госуниверситета (СБИ ПетрГУ). Идея проведения фестиваля зародилась еще в прошлом году: тогда, по окончании конкурса “Битва роботов”, было решено расширить границы соревнований – ведь кроме роботизированных устройств есть еще немало видов и форм интеллектуальных игр, интересных для всех.
– Основная идея фестиваля – привлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ПетрГУ, а также представителей общественности (школы, предприятия и пр.) к развитию творческой активности и инновационной деятельности, – рассказывает директор СБИ ПетрГУ Александр ­КОНОВАЛОВ. – Проводится фестиваль в рамках двух программ: стратегического развития ПетрГУ и развития студенческих объединений – и включает в себя различные интеллектуальные командные конкурсы и игры. Так, например, турнир по “Парламентским дебатам” – это ролевая игра, в которой моделируется заседание реально существующего законодательного органа, принимающего законопроект. В обсуждении на актуальную тему участвуют две команды (“правительство” и “оппозиция”), отстаивающие противоположные точки зрения. Суть дебатов – убедить нейтральную сторону (судейскую) в том, что ваша позиция сильнее позиции оппонента. В основу положена модель классических прений британского парламента. Кстати, в студенческие годы этой игрой увлекались такие известные люди, как Ричард Никсон, Барак Обама, Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер, Тони Блэр.
Тема дебатов полуфинала была связана с необходимостью запрета на рекламу нездоровой пищи. В финале команды отстаивали свое мнение по одному из особо актуальных вопросов для высшей школы: “Должна ли зарплата преподавателей зависеть от отзывов студентов?”. Предложение команды утверждения (“правительства”) состояло в том, чтобы к уже существующим критериям оценки деятельности ППС добавить дополнительный – в виде обратной связи со студентами. Такая система, по словам спикеров команды утверждения, уже применяется в ряде зарубежных вузов, позволяя лучше понять и удовлетворить потребности студентов. Команда “правительства” говорила о том, что во взаимоотношениях с вузом и преподавателями студент является потребителем образовательных услуг, а мнение потребителя, как это принято в любой другой сфере услуг, должно учитываться и влиять на улучшение процесса оказания услуги. “Оппозиция” настаивала, что большинство студентов несознательны, необъективны и некомпетентны в оценке работы преподавателя и выше всего оцениваться при данной системе будут не требовательные преподаватели, а те, которые допускают послабления. Кроме того, нельзя сравнивать образование с другими сферами оказания услуг, так как данная область исключительна и не поддается рыночным механизмам… Победу в турнире по парламентским дебатам в итоге одержала команда “правительства”.
Конкурс “TechnoRoboCom. Высшая Лига – 2013” собрал неравнодушных к миру роботизированных устройств. Участникам соревнований выдали стартовые наборы, которые требовалось модернизировать для трека, составленного по системе “от простого к сложному” с прохождением прямой линии, “змейки”, пересечений и “горки”; лабиринта, включающего 12 перекрестков, с тупиками, которые надо было “запоминать”, чтобы дойти до финиша, и собственно “битвы” роботов, в которой ставилась задача вытолкнуть за круг, обездвижить или уничтожить устройство противника. Данный конкурс в ПетрГУ проходит уже четвертый раз, свое мастерство в нем демонстрируют не только студенты университета, но и школьники Петрозаводска, кураторами которых становятся участники предыдущих соревнований “TechnoRoboCom”.
Поклонники спидкубинга (от англ. speedcubing) с азартом соревновались в мастерстве сборки самых разных вариаций знаменитого кубика Рубика: 3×3х3, 4×4х4, 5×5х5, многоходовых и зеркальных, больших и маленьких. Причем делали это не только двумя, но и одной рукой, а некоторые – даже с закрытыми глазами. Спидкубинг – это хобби, увлечение, часто переходящее в спорт. Собирать кубик Рубика можно дома, в транспорте, на отдыхе – везде. А делать это на скорость не только увлекательно, но и необычно. Например, студент математического факультета ПетрГУ Кирилл Малышев увлекся этим еще на первом курсе: “Если человек собирает кубик не больше чем за 50 секунд, то это уже можно назвать спидкубингом. Сам я собираю кубик в среднем за 25-30 секунд. В моей личной коллекции порядка 20 кубиков”, – рассказал Кирилл. Но студента больше интересует не скорость процесса, а разнообразие задач, поиск вариантов их решения, все эти навыки могут пригодиться как в учебе, так и в жизни. В рамках мастер-классов по спидкубингу был проведен блиц-конкурс для новичков скоростной сборки на время сразу нескольких (15) вариантов кубика Рубика.
Еще одним направлением в рамках фестиваля интеллектуальных игр ПетрГУ стали соревнования по игре в го. Мастер-класс по ней провел кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и кибернетики ПетрГУ, гроссмейстер и чемпион России и Европы, Заслуженный мастер спорта Алексей Лазарев. Кстати, по словам зарубежных коллег, в частности, работающего в ПетрГУ по программе привлечения ведущих ученых Александра Полторака, в ряде западных университетов го уже давно стало неким стимулом для развития научного потенциала исследователей: камни лежат на видном месте во многих лабораториях, и сыграть партию-другую в свободное время считается весьма полезным для ученых.
Завершил фестиваль конкурс играющих программ, участникам которого было предложено сразиться во всем знакомую “Змейку”, адаптированную для парных состязаний. Это соревнование было также организовано Студенческим бизнес-инкубатором университета совместно со знаменитым Клубом творчества программистов ПетрГУ, программное обеспечение конкурса разработал медалист чемпионата мира по программированию Денис Денисов.
Все перечисленное вроде бы выглядит как легкое и необременительное времяпровождение. Почему же Студенческий бизнес-инкубатор ПетрГУ тратит столько времени и сил на организацию такого мероприятия?
– Основная задача СБИ ­ПетрГУ – развитие и поддержка творческой и инновационной активности молодых, – рассказывает Александр Коновалов. – Причем не только студентов, но и школьников, аспирантов, преподавателей нашего вуза. Простое инкубирование – предоставление стола, компьютера – не так интересно. Создал человек свой бизнес, покинув университет, – это, конечно, хорошо, но немаловажно, чтобы он поддерживал и обратную связь, принося что-то для развития вуза. Потому стараемся, чтобы студенты начиная с первого курса и даже школьники, что к нам приходят, заражались инновационной активностью, понимали, что в рамках вуза можно реализоваться во многих аспектах: научном, исследовательском, учебном, командном… В фестивале игр – на первый взгляд легком, развлекательном мероприятии – на деле скрыт большой интеллектуальный потенциал. Это настоящая битва разумов, участие в которой принимают представители всех факультетов ПетрГУ.
Но для СБИ ПетрГУ фестиваль – не самоцель, а возможность показать его участникам перспективы и пути реализации в творческом, инновационном, научном планах.
– СБИ – широко распространенная форма деятельности вузов, в России существует целое сообщество студенческих бизнес-инкубаторов, причем у каждого есть свои особенности. Чтобы познакомиться с ними и узнать больше, мы общаемся с коллегами из ГУ-ВШЭ, ТУСУР, других СБИ, – продолжает рассказ Александр Коновалов. – Ездим, перенимаем опыт. У всех – разные способы привлечения людей. Есть своя специфика и у нас. Важное отличие ПетрГУ в том, что наш университет является одной из самых больших инновационных структур Карелии. И нам надо соответствовать этому высокому положению вуза в республике. Фестиваль – только один из наших проектов. СБИ позиционируется как инновационный объект инфраструктуры развития и практической реализации ­ПетрГУ и его окружения. Среди наших главных целей: образовательная – обучение созданию востребованных и социально значимых инновационных проектов, развитие творческой инициативы и формирование активной жизненной позиции участников БИ; социальная – помощь участникам БИ и субъектам малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, а также их некоммерческим социальным проектам, реализуемым в рамках приоритетных направлений развития РФ, РК и ПетрГУ; предпринимательская – поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем оказания консультационных, образовательных, научно-исследовательских и прочих услуг.
В рамках СБИ мы участвуем в развитии молодежных инновационных центров (МИЦ), создаваемых на факультетах технической направленности. МИЦ – это некие временные творческие коллективы, студенческие конструкторские и проектные бюро, для которых мы предоставляем ресурсы, генерируем задачи, проводим обучение. Таких МИЦ на сегодня в ПетрГУ несколько: студенческое конструкторское бюро агротехнического факультета, проектно-конструкторское бюро строительного факультета, молодежная лаборатория истории промышленных технологий и леса, лаборатория инициативного документирования… Деятельность последней вызвала большой интерес не только в вузе, но и в других организациях, потому сейчас есть идея распространить обучение и на университет, и на внешнюю среду. Кстати, не менее 200 предпринимателей ежегодно проходят на базе СБИ обучение по экономике инновационного предпринимательства, проектному менеджменту, маркетинговым исследованиям и другим дисциплинам, актуальным для эффективного ведения бизнеса.
В программе стратегического развития ПетрГУ задействованы все структуры университета, выполняет свою задачу и бизнес-инкубатор, являясь, может, и небольшим, но очень важным связующим звеном для эффективной реализации инновационной деятельности вуза. Подробнее о проектах и деятельности СБИ ПетрГУ – на сайте http://www.petrsu.ru.

Нина ШАТАЛОВА
Фото пресс-службы ПетрГУ

Нет комментариев