Не почувствуют разницы? Российских и белорусских абитуриентов уравняют в правах.

Активизация взаимодействия образовательных, научных и молодежных организаций в рамках программ и проектов Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ) — доказательство того, что в последние годы выработана верная стратегия сотрудничества на этих направлениях. К такому общему заключению пришли участники состоявшегося в конце мая заседания объединенной коллегии Минобрнауки РФ, Министерства образования и Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) Республики Беларусь. Основными темами повестки дня мероприятия стали согласованная политика в сфере образования, формирование единого научно-технологического пространства СГРБ и взаимодействие молодежных движений и организаций обеих стран.
Руководители министерств и профильных структур, исполнители совместных проектов говорили о достижениях и перспективах общей работы. Непрерывное поступление новых реальных предложений для ее развития выступавшие расценили как показатель наличия благоприятных условий и стимулов для совместной реализации научных и образовательных потенциалов обеих стран. По данным госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты, сегодня примерно половина бюджета Союза тратится на программы по созданию инновационного продукта и новых технологий.
Приоритетные для СГРБ научно-технологические программы и проекты зафиксированы в перечне, утвержденном Советом министров Союзного государства (СМ СГРБ). Этот рамочный документ при необходимости может быть скорректирован и дополнен. В него вошли 32 программы, 11 из них (по созданию космических систем, исследованию и разработкам в области нанотехнологии, микроэлектроники, композитных материалов, сельского хозяйства и медицины) уже реализуются, остальные находятся на различных этапах согласования. Среди наиболее ярких и успешно реализованных проектов были, в частности, названы суперкомпьютерная программа “СКИФ-ГРИД” и научно-техническая программа “Траектория”, в рамках которой создано девять новых базовых технологий, внедренных в производство в наших странах.
Новая форма сотрудничества в этой сфере — участие белорусских ученых и специалистов в крупных инфраструктурных проектах, таких как “Сколково”. Директор по взаимодействию с надзорными органами государственной власти и региональной политики Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий “Сколково” Александр Окунев напомнил, что в прошлом году Фонд “Сколково” заключил соглашение о сотрудничестве с ГКНТ, а в феврале этого — с Национальной академией наук Беларуси (НАНБ). Сегодня, по его данным, порядка 50 компаний-участниц тесно взаимодействуют с белорусскими партнерами и примерно столько же намерены включиться в эту работу. Создание партнерской стороной инновационного фонда по сотрудничеству со “Сколково” участники заседания назвали одной из важнейших задач на ближайший период.
Как сообщил заместитель председателя Президиума НАНБ Сергей Чижик, с 1991 года Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, РФФИ и РГНФ совместно поддержаны порядка тысячи научных проектов. По данным Минобрнауки, на текущий год эксперты отобрали 102 заявки, продолжается финансирование переходящих проектов.
Предложения белорусской стороны по совершенствованию механизмов интеграции в этом направлении озвучил председатель ГКНТ Игорь Войтов. В их числе — создание объединенной дирекции по координации стратегических НИОКР, выполняемых в рамках Союзного государства, информационной сети между университетами и ведущими научными центрами, а также научно-технического инновационного портала СГРБ.
Оценивая итоги взаимного сотрудничества в сфере образования, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов подчеркнул, что уровень интеграционных процессов растет, но пока “не в полной мере соответствует возможностям и тем более запросам образовательных систем наших стран”. Он сообщил, что в текущем году СМ СГРБ будет рассматривать вопрос о проведении согласованной политики в этом направлении. Различия в обновленных образовательных законодательствах России и Белоруссии (новый ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” принят в 2012 году, “Кодекс об образовании” РБ — в 2011-м) остаются одной из главных проблем на пути решения партнерами целого ряда задач. По словам заместителя министра Александра Климова, на уровне Совета министров СГРБ предстоит проработать вопрос о взаимном признании результатов ЕГЭ и централизованного тестирования при поступлении выпускников школ в вузы обеих стран и сформировать программу по согласованию образовательных стандартов. Он не исключил, что уже в феврале 2014 года “будет опубликован рейтинг с участием лучших университетов России и Белоруссии”.
Александр Климов предложил создать межминистерскую рабочую группу по сотрудничеству в области образования, в состав которой должны войти руководители профильных подразделений, ответственных за выполнение мероприятий двустороннего сотрудничества. Инициативу поддержал министр образования РБ Сергей Маскевич: “Мы многое связываем с формированием этой рабочей группы и считаем, что одним из ее важнейших приоритетов должна стать выработка решений по поддержке мобильности преподавателей и студентов”.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев