Чихнул хорек…

Эксперименты с новым штаммом вируса птичьего гриппа показали, что он может распространяться среди млекопитающих. Об этом сообщает ScienceNews.
Для того чтобы узнать, может ли вирус H7N9 передаваться от человека к человеку воздушно-капельным путем, международная группа ученых, авторы статьи в Science от 24 мая, заразили этим штаммом хорьков, являющихся популярной моделью при изучении гриппа. Как сообщает ScienceNews, инфицированные хорьки передали вирус всем неинфицированным животным, содержащимся с ними в одной клетке, в результате чего авторы пришли к первому выводу: этот штамм гриппа распространяется при непосредственном контакте. Но вирус обнаружился также у одного из трех неинфицированных хорьков из соседних клеток, следовательно, штамм H7N9 может передаваться также воздушно-капельным путем при чихании и кашле зараженных животных. Воздушно-капельный путь передачи среди людей является предпосылкой пандемии. Для сравнения исследователи подвергли хорьков заражению вирусом гриппа, который вызвал эпидемию в 2009 году. Этот вирус точно передается воздушно-капельным способом, и в описываемых экспериментах заболели все животные. Поскольку H7N9 поразил только одного из трех хорьков, авторы заключают, что воздушно-капельный механизм его передачи если и существует, то относительно неэффективен.
По словам соавтора работы Роберта Вебстера (Robert Webster) из Детской исследовательской больницы Сент-Джуд в Мемфисе (St.Jude Children’s Research Hospital in Memphis), эксперимент не был спланирован для количественной оценки эффективности воздушно-капельной передачи, к тому же хорьки не являются идеальной заменой людей, а потому определить риск заражения человека H7N9 через воздух довольно трудно. “Мы только показали, что есть вероятность этого, но кто знает, что это означает статистически?” — цитирует ученого ScienceNews. “Нет уверенности в том, что вирус будет передаваться таким же образом от человека к человеку, в экспериментах хорьки находились вместе на протяжении нескольких часов под форсированным потоком воздуха при температуре и влажности, которые были благоприятны для вирусной передачи”, — говорит вирусолог из Больницы Маунт-Синай (Mount Sinai Hospital) в Нью-Йорке Ана Фернандез-Сесма (Ana Fernandez-Sesma). По мнению других экспертов, вирус, даже если он не передается от человека к человеку, может эволюционировать с приобретением такой способности. “С этими вирусами никогда не знаешь, когда и как они получат мутации, которые станут причиной беспокойства”, — считает биохимик из MIT Ран Сасисехаран (Ram Sasisekharan). От заражения новым вирусом птичьего гриппа с февраля по апрель в Китае скончались 36 человек, общее число зараженных — 131. От пациентов заразились несколько медработников, основным источником инфекции до сих пор была живая птица, продаваемая на рынках.