Как себя показать? Сенаторы озаботились отдачей от выставок и ярмарок.

Выставки, ярмарки, конгрессы — все эти мероприятия, требующие от организаторов и участников много хлопот и сил, приносят и немалую отдачу. Причем не только тем, кто непосредственно вовлечен в их проведение, но и всей стране. По сути, они являются визитной карточкой экономики, важным фактором формирования позитивного имиджа государства. Согласно экспертным оценкам, ежегодно в мире проходят порядка 40 млн конгрессных мероприятий, участие в которых принимают около 2 млрд человек. Общая годовая выручка рынка составляет более 800 млрд евро (по данным Всемирной ассоциации организаторов конгрессов за 2010 год). При этом объем российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, по различным данным, составляет сегодня около 1,3-1,5 млрд долларов.
Считается, что индустрия деловых встреч привлекает в городской бюджет, по крайней мере мегаполисов, в четыре раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий за последние 10 лет снизилась почти в два раза и составляет менее 1%. Если США, Германия, Испания, Италия, Великобритания входят в первую пятерку стран-лидеров по проведению на своей территории конгрессов и конференций, а среди ведущих городов — Вена, Барселона, Париж, Берлин, то Москва (по данным 2011 года) в этом списке находился на 100-м, а Санкт-Петербург — на 119-м месте… Есть и другая статистика: в самой России столица — лидер по количеству выставочных площадей — около 62%, Санкт-Петербург — 11% площадей, на долю же остальных регионов России приходится около 27%.
Об этих и иных проблемах шла речь на круглом столе, состоявшемся на прошлой неделе в Совете Федерации. Его тема “Состояние и перспективы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России” собрала внушительную аудиторию: представителей федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, объединений предпринимателей, ТПП РФ и территориальных ТПП, Российского союза выставок и ярмарок, выставочных организаций. Свое мнение по острому вопросу высказали первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин, вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, генеральный директор ЦВК “Экспоцентр” Сергей Беднов, генеральный директор АНО “Агентство стратегических инициатив” Андрей Никитин и др.  Стоит отметить, что впервые рассмотрению вопросов выставочной отрасли было уделено внимание в стенах Совета Федерации.
В условиях членства России в ВТО роль выставок только возрастает, отметил в своем выступлении Александр Рыбаков. В определенном смысле они — связующее звено для бизнеса всех регионов. Это особенно важно сегодня, когда у нас в стране интеграционные связи на местах по разным причинам примерно в два раза ниже, чем в Евросоюзе. Но не все так плохо: за последние шесть лет произошло удвоение числа региональных выставочных центров. В настоящее время в стране созданы и работают 38 выставочных комплексов общей закрытой площадью около ­800 тысяч кв. м. В Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре введены в эксплуатацию шесть новых выставочных комплексов. Восемь комплексов появились при участии региональных торгово-промышленных палат. В последние годы выставочная деятельность в России становится все более динамично развивающимся сегментом оте­чественной экономики: более 53 региональных и почти 40 муниципальных ТПП занимаются ею, почти в 15 раз за 10 лет вырос объем выставочных услуг, предоставляемых палатами.
“Ежегодно в России проводится более 1700 выставок площадью нетто свыше 2 млн кв. м. Работают 44 выставочных комплекса общей закрытой площадью 710 тысяч кв. м, но это всего лишь 2% мировой выставочной площади”, — с сожалением отметил в своем выступлении Сергей Беднов. Сравним: в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2 750 000 кв. м, в Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более 2 млн кв. м, в Китае — более 6 млн кв. м… Исправить ситуацию могут помочь совершенствование нормативно-правового регулирования отрасли и создание современной выставочной и конгрессной инфраструктуры в регионах. Для этого необходим единый нормативно-правовой акт на федеральном уровне — закон “О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации”. Важным инструментом при строительстве новых выставочных центров может стать софинансирование проектов в рамках федеральных и областных целевых программ, а также применение механизмов государственно-частного партнерства.
Не менее важна для успеха и подготовка кадров в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Реализацию мероприятий по выпуску специалистов и дальнейшему повышению их квалификации требуется вести сразу по нескольким направлениям и с участием всех заинтересованных сторон: Минобрнауки, Минпромторга, Минэкономразвития, Минрегиона России, ТПП РФ… Кроме учебы в вузах и регулярного прохождения работниками отрасли курсов повышения квалификации также важны системное курсовое обу­чение экспонентов и потенциальных экспонентов эффективному участию в выставках, как важнейшему инструменту маркетинга; формирование базы современной отечественной и иностранной учебно-методической литературы, освещающей актуальные вопросы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности; создание мотивирующих механизмов для вовлечения работников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в научно-методическую и исследовательскую работу в отрасли.
В ходе круглого стола его участники высказали немало “за” и “против” по проекту Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ. Многие отмечали, что состояние и темпы развития выставочной индустрии не отвечают запросам социально-экономического развития страны, негативно сказываются ведомственная разобщенность, неразвитость, а порой и отсутствие региональной выставочной инфраструктуры, “белые пятна” в законодательной базе, зачастую ее несоответствие требованиям новых реалий. Нередко власть на местах попросту недооценивает возможности выставочного бизнеса для развития экономики. Приводились и конкретные примеры неудач при проведении выставок, в частности их тематического и временного дублирования, распыления средств и т.д.
По итогам обсуждения было принято решение о создании Консультативного совета по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности при Совете Федерации. Планируется также, что в ноябре 2013 года в верхней палате пройдут парламентские слушания о состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.

 

Нина ШАТАЛОВА

Нет комментариев