Поиск - новости науки и техники

Ночь, улица, фонарь… Как обустроить мегаполис.

Новый просветительский проект “Научный понедельник”, направленный на популяризацию современной науки, организованный совместными усилиями РИА Новости и Политехнического музея, набирает обороты. Предполагается, что в рамках проекта для всех желающих, прошедших предварительную регистрацию по телефонам, указанным на сайте rian.ru, в мультимедийном пресс-центре РИА Новости, еженедельно будут демонстрироваться лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы, посвященные научной тематике. За просмотром последует дискуссия с участием зрителей из зала и приглашенных экспертов в той или иной научной области. Помимо просмотра актуальных киноработ предполагаются лекции и мастер-классы с привлечением как кинематографистов, так и исследователей – героев фильмов. Ключевая цель “Научных понедельников” – объединить людей разных поколений, разделяющих идеи непрерывного самообразования и просветительства. Кроме того, проект призван содействовать развитию научной журналистики. На прошлой неделе корреспондент “Поиска” посетил третий по счету “Научный понедельник”, чтобы своими глазами увидеть, как продвигается реализация столь амбициозного проекта…
Несмотря на поздний вечер буднего дня и неизбежные московские пробки, зал мультимедийного пресс-центра был практически полон. На этот раз встреча была посвящена обсуждению вопросов организации городских пространств. Тон мероприятию задал показ полнометражного документального фильма “Урбанизация” режиссера Гэри Хаствита (США). Лента, в съемках которой участвовали ведущие мировые архитекторы, профессора архитектурных и дизайнерских высших школ, представители власти и простые горожане со всех концов света, не оставила московских зрителей равнодушными – титры были встречены овацией. Рассматривая различные проекты городского дизайна, создатели фильма инициировали дискуссию о том, кто и как формирует пространства, в которых мы живем. Ведь более 50% всего населения Земли уже сегодня живет в городах, а, согласно прогнозам ученых, к 2050 году эта цифра возрастет до 75%. Так как же соединить комфортное жилье, мобильность, общественное пространство, экономическое развитие и не навредить окружающей среде? Как будут выглядеть мегаполисы будущего, в которых человеческие потребности встанут во главу угла?
В течение полутора часов к москвичам с экрана обращались на английском разной степени ясности (фильм демонстрировался в оригинале с субтитрами) жители Бомбея, Рио-де-Жанейро, Брайтона, Кейптауна, Нового Орлеана, Пекина, Штутгарта и других больших и малых городов, разбросанных по всему миру. Кто-то, как, например, жители Бразилии, сетовал на то, что их столица, созданная в конце 1950-х годов по четкому плану архитектора Лусио Косты с использованием идей пионера модернизма Ле Корбюзье, наполненная зданиями, построенными известным бразильским зодчим Оскаром Нимейером, очень красивая, но… абсолютно не подходит для жизни обычных людей! Да, планировка города весьма необычна: с высоты птичьего полета его главные магистрали с прилегающими кварталами образуют то ли подобие многокилометрового реактивного самолета, то ли гигантскую бабочку. Центральная часть воображаемого “фюзеляжа” такого самолета отведена под сектора гостиниц, магазинов, банков, аптек и т.п. В “хвосте” следуют городские муниципальные учреждения, а в районе “кабины пилота” – федеральные (прокуратура, парламент и др.). Жилые же кварталы Бразилии расположены в “крыльях”. Но, например, чтобы добраться от одного футуристического квартала до другого, надо потратить уйму времени, ведь при проектировке новой столицы архитекторы забыли заложить в свой план комфортные для горожан маршруты общественного транспорта…
Жители Пекина жаловались на то, что стремительное развитие китайской столицы в последние годы буквально уничтожило дух одной из четырех древних столиц Китая. Наибольшее количество нареканий вызвало новое здание штаб-квартиры Центрального телевидения: оно представляет собой кольцеобразную структуру из пяти горизонтальных и вертикальных секций, образующих неправильную решетку на фасаде здания с пустым центром. Над этим своеобразным проектом работал видный голландский архитектор, теоретик деконструктивизма Рем Колхас. “Все эти модерновые небоскребы, особенно возведенные к Олимпийским играм 2008 года, полезны с экономической точки зрения, – отмечает местный житель, застигнутый оператором на одной из оживленных улиц столицы, – но я больше не узнаю свой город, к которому привык с детства. Раньше здесь можно было спокойно гулять по маленьким улочкам, здороваться со всеми встречными, потому что они тебе знакомы, быть в курсе дел всего района, дружить семьями. Теперь мы разобщены этими гигантами из стекла и бетона. Жить здесь стало абсолютно некомфортно. Такой Пекин нам, местным, совсем не нравится”.
Новый Орлеан, как выяснилось, тоже больше не мил своим обитателям. Но уже по иной причине: после самого разрушительного в истории США урагана “Катрина”, обрушившегося на крупнейший населенный пункт штата Луизиана в 2005-м, город до сих пор стоит в развалинах. Тем не менее многие американские знаменитости стараются по мере возможностей заниматься его воскрешением. Больше всего в этом деле преуспел американский актер Брэд Питт, организовавший сбор средств на восстановление колыбели джаза, лично участвовавший в работах по реконструкции города, купивший особняк на одной из особо пострадавших улиц. Все бы ничего, но, кроме всего прочего, Питт привлек к ремонтным работам несколько знакомых молодых калифорнийских архитекторов, которые довольно быстро смогли спроектировать и создать ряд свежих типовых кварталов. Одна беда: коренным жителям Нового Орлеана, возникшего на фундаменте из смешения французских и испанских культурных традиций XVII-XVIII веков, архитектурная эстетика современного калифорнийского побережья оказалась чужда. Они, конечно, благодарны знаменитому актеру за посильную поддержку, но уже начали кампанию, которая, по их мнению, поможет им самим решать, как должен выглядеть их любимый город после “Катрины”: многие строительные объекты оклеены специальными стикерами с одной надписью “Мне хотелось бы, чтобы здесь было…”. Горожанам, проходящим мимо, предлагается лишь продолжить эту фразу. Предполагается, что такой подход будет способствовать более гармоничному восстановительному процессу жилых пространств.
Кейптаун, второй по количеству жителей город ЮАР, в XX веке стал печально известен как одно из самых опасных мест на свете. Однако несколько лет назад местные власти решили хоть как-то бороться с разгулом уличной преступности. Они обратились в архитектурное агентство, сотрудники которого проанализировали устройство самых бедных и самых опасных кварталов Кейптауна. Тут выяснилось, что государство особо не вкладывалось в организацию их освещения, что крайне способствовало правонарушениям. Первое, что предложили архитекторы, – установить несколько цепочек ярких уличных фонарей. Второе – построить через каждые 500 метров специальные смотровые башни, где будет установлено круглосуточное дежурство волонтеров. Человек, почувствовавший опасность, возвращаясь вечером с работы домой, может спрятаться в такой башне от преследователей, найти в ней помощь, быстро связаться с полицией, наконец, просто осмотреться вокруг – вдруг эти самые преследователи ему просто привиделись? Результаты, достигнутые после этих, казалось бы, нехитрых перестроек кейптаунских окраин, поразили местные власти и порадовали жителей – количество уличных нападений сократилось в несколько раз.
Совсем иные проблемы терзали английский городок Брайтон. Законопослушные британцы хотели экономить электроэнергию, но никак не могли решить, как провести оценку существующего энергопотребления. На помощь горожанам пришел консорциум ученых из нескольких университетов Великобритании: они разработали систему учета потребления энергии для всех домов на одной из улиц города – Tidy Street, а для наглядного отражения еженедельных данных пригласили к участию в проекте художника граффити по прозвищу Snub. С помощью специальных трафаретов и ярких красок он регулярно наносил статистику, собранную исследователями, прямо на асфальт Tidy Street. Это позволило жителям улицы адекватно оценить свои потребности и особенности энергопотребления, а пешеходам, попадавшим на красочную улицу, лишний раз задуматься о том, насколько их жизнь отвечает современным “зеленым” стандартам. К концу эксперимента в домах на Tidy Street удалось снизить уровень потребления электроэнергии в среднем на 15%.
Наконец, кто бы мог подумать, что в столице чинного и успешного немецкого региона Баден-Вюртемберг, Штутгарте, вопросы организации городского пространства могут привести к нешуточным волнениям и столкновениям с полицией с применением водометов и слезоточивого газа. Причем по уровню накала они порой достигали тех, что мы видим сегодня в новостях из Стамбула, где уже вторую неделю на площади Таксим происходят беспорядки, спровоцированные сопротивлением жителей города попыткам городских властей уничтожить исторический парк и построить на его месте современный торговый комплекс. Но то – Восток, который, как известно, дело тонкое, а что же толкнуло на бунт респектабельных немцев? Как выяснилось, практически то же самое: камнем преткновения стал так называемый проект “Штутгарт-21” по перестройке главного тупикового вокзала (на верхнем снимке) города в современный подземный сквозной, с крупным торговым центром и возможностью принимать современные скоростные поезда. Все бы ничего, но для этого, согласно новому плану, придется уничтожить и парк с 200-летними платанами, расположенный по соседству со старым вокзалом. Борьба за сохранность зеленых насаждений, не тронутых, по словам жителей, даже во время Второй мировой, когда население города замерзало и испытывало недостаток в дровах, развернулась нешуточная. Настолько, что на земельных выборах весной 2011 года партия “Христианско-демократический союз Германии” впервые за 58 лет потеряла власть в Баден-Вюртемберге, уступив регион немецким “зеленым”. Таким образом, недочеты в градостроительной и архитектурной политике нанесли значительный удар по всей политической системе Германии в целом. Правда, строительство до конца остановлено не было, демонстрации в Штутгарте продолжаются и по сей день…
…В ходе дискуссии, организованной после показа, российские эксперты в области урбанистики попытались заглянуть в будущее Москвы. Среди спикеров были куратор общественных пространств Института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка” Екатерина Гиршина, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС Виктор Вахштайн, доцент кафедры проектов в сфере культуры НИУ ВШЭ Сергей Никитин, профессор МАРХИ, архитектор Евгений Асс. По мнению последнего, одной из ключевых тенденций в развитии Москвы вскоре станет ее неизбежная “пешеходизация”: “К 2015 году нам понадобятся 125 тысяч квадратных километров (примерно шесть Садовых колец) только для парковки машин, принадлежащих москвичам. А, представьте, сколько места потребуется, если они придут в движение! У города таких площадей нет. Уверен, нас ждет смена парадигм: все пешеходные переходы вскоре отомрут за ненадобностью, город больше не будет ориентироваться на автовладельцев, только на пешеходов”. Спикеров из состава зрителей терзали разнообразные вопросы – от грядущей реконструкции Ленинского проспекта до уничтожения особняков в Замоскворечье и вырубки знаменитой яблоневой аллеи рядом с МГУ им. М.В.Ломоносова. Отвечая на вопросы из зала, Евгений Асс отметил, что город – это всегда столкновение различных интересов, баланс которых найти довольно сложно, но все-таки реально. Однако напоследок архитектор все же посоветовал российским властям обратить пристальное внимание на ситуацию в Стамбуле и Штутгарте и не усердствовать с необдуманными попытками нарушить устоявшееся устройство городских пространств, а сперва спрашивать ученых.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев