Поиск - новости науки и техники

Отстояли устои. Депутаты защитили ВАК от реформаторов.

Председатель Комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов не склонен оценивать как катастрофическую ситуацию в отечественном образовании. Об этом он заявил на пресс-конференции в РИА Новости накануне принятия депутатами во втором и третьем чтениях проекта закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в РФ”. На каждом уровне системы, по словам главы комитета, есть свои проблемы, и он не считает их сугубо отраслевыми: “У любой политики – экономической, информационной, в области безопасности – есть образовательный компонент. Он влияет на общий интеллектуальный климат в стране и обеспечение ее кадрами. Поэтому все министерства должны участвовать в формировании образовательной политики”.
Согласно данным депутата, по мировым меркам у нас неплохо обстоят дела с образованием детей на уровнях от дошкольного образования до общего включительно. “Проседаем” мы, по его словам, в подготовке старшеклассников, которых современная система ЕГЭ отучила полноценно осваивать каждый предмет школьной программы. Стимулами к изменению ситуации, считает В.Никонов, станут “выход на портфолио и учет среднего балла аттестата” при приеме в вузы, а также введение устного компонента при сдаче экзаменов по языкам.
Он также сообщил, что по показателям развития бакалавриата и специалитета мы уверенно входим в первую тридцатку стран, а вот по магистратуре и аспирантуре серьезно отстаем. Одна находится на стадии формирования, другая долгое время не была признана уровнем образования, однако новый закон обещает создать необходимые условия для ее развития. Тревожная тенденция – снижение доли расходов на образование от ВВП. В 2008 году она составляла 4,8%, в этом – 4,3%, а к 2015 году может снизиться до 3,5%.
Работа по сокращению вузовского сектора необходима для повышения качества работы университетов, но она, по определению председателя комитета, должна быть “точечной”. Термин “неэффективные” он считает неуместным: “Репутация вуза, Академии наук и всей системы создается десятилетиями, если не столетиями. А разрушить ее можно одним лишь таким ярлыком. Это оскорбляет большое число сотрудников, достойных специалистов. Нельзя ставить клеймо заранее, надо уважать человеческое достоинство и репутацию учреждений науки и образования в стране”.
Общий настрой нынешнего состава комитета, который Вячеслав Никонов возглавил в марте этого года, он сформулировал так: “Осторожно реформируя, сохранять лучшее”. Законопроект о внесении поправок стал главным итогом деятельности депутатов в ходе весенней сессии и, как заметил глава комитета, “одним из самых толстых в истории российского законодательства”.
Поначалу предполагалось, что новый ФЗ “Об образовании в РФ” затрагивает 110 законов, однако в процессе работы были выявлены еще порядка 80. В итоге в проекте появилось 68 дополнительных статей. В общей сложности предлагалось 300 поправок, из них были отобраны и поставлены на голосование 183. Как подчеркнул В.Никонов, депутатами отвергнуты наиболее “революционные” предложения, в результате чего “нашу систему аттестации научных кадров в основном отстояли”. Не удались, по словам председателя, серьезные попытки провести здесь кардинальную реформу и выйти на западную модель, то есть отказаться от структуры ВАК и оставить одну степень – PhD, которая присваивалась бы в вузах. Законотворцы сочли, что ломать устоявшуюся систему непродуктивно. Вячеслав Никонов проиллюстрировал этот довод примером из нашей истории: в 20-е годы прошлого века большевики осуществили ломку российской системы аттестации, а потом она “мучительно восстанавливалась в СССР”.
По мнению членов комитета, западные подходы не во всем актуальны для наших реалий, и, хотя задачу “совместимости” решать необходимо, проблема не в переходе на западные PhD, а в признании их здесь. Отказ же от оправдавшей себя системы защиты кандидатских и докторских диссертаций поставит в “странное положение большое число людей, прошедших по этому пути”. В общем, присвоение докторской степени и научных званий остается за ВАК, кандидатских – за диссоветами. Руководство университетов (в первую очередь, региональных, отметил председатель) настояло на сохранении докторантуры – института, чуждого западной системе.
“Девальвация ученых званий и степеней и отсутствие системы контроля” – к такому результату, по мнению В.Никонова может привести передача функции присвоения степеней вузам. В то же время в отношении ведущих российских университетов эта возможность не отвергается законопроектом. “Мы не определили перечень таких вузов и научных учреждений, но предоставили ВАК право разрешить проводить подобный эксперимент”, – заключил глава комитета. Отметим, что спустя два дня после его пресс-конференции в Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре прикладной кибернетики состоялись первые три защиты диссертации на степень PhD СПбГУ, которая в итоге присвоена трем кандидатам наук питерского университета. Как сообщил СМИ председатель ВАК Владимир Филиппов, все результаты их исследований были представлены на международных симпозиумах и опубликованы в рецензируемых журналах, а диссертации разосланы в ведущие университеты мира. Защиты проходили на английском языке, и, как отметил глава ВАК, диссертанты блестяще отвечали на вопросы. В состав диссертационного совета вошли только специалисты в данной области, в том числе иностранцы. “Мы будем делать все, чтобы уровень защит диссертаций в СПбГУ был очень высок”, – пообещал участникам процедур ректор университета Николай Кропачев, заверив, что за каждую степень PhD СПбГУ университет готов отвечать своей репутацией.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев