Начнем издалека? Российские вузы присматриваются к дистанционному обучению.

В передовых странах все больше средств вкладывают в развитие электронного образования. К примеру, в Южной Корее созданы десятки киберуниверситетов, а Великобритания уже потратила на e-learning 8 млрд фунтов стерлингов, и это не предел. В России образовательное сообщество тоже озабочено введением новых технологий в учебный процесс. В этом году в Москве прошла юбилейная десятая выставка под названием “Современные технологии обучения в компаниях и учебных заведениях”, или просто — E-learn-expo.
Одним из основных докладчиков на состоявшемся в рамках ее программы пленарном заседании был известный популяризатор электронного обучения, президент международного консорциума “Электронный университет” Владимир Тихомиров. В состав консорциума входят образовательные учреждения, организации, компании, фирмы, предприятия и общественные объединения ряда стран. Приоритетные задачи объединения — внедрение современных образовательных технологий и методик, применение международных образовательных стандартов, обязательных в связи с подписанием Россией Болонской декларации, формирование единой образовательной информационной среды (ЕОИС) с использованием технологии и философии e-learning и т.д.
Проблема продвижения и распространения новой формы обу-чения в нашей стране, по словам В.Тихомирова, кроется в отсутствии реальной выгоды для университетов, приобретающих современное оборудование для e-learning. Гаджеты стоят дорого, а для того, чтобы человек смог с ними правильно обращаться, его необходимо учить информатике и формировать культуру пользования электронными устройствами. Неутешительная ситуация сложилась и в части российского законодательства, касающейся этой сферы: оно опаздывает на 15-20 лет.
— У нас нет необходимой нормативной базы. К примеру, документ, предписывающий, как должно выглядеть личное дело студента, был принят в 1931 году! Это твердая картонная карточка, заполненная карандашом, — констатировал В.Тихомиров. — В развитых странах уже давным-давно все данные занесены в компьютеры. Более 15 лет мы пытаемся представить Минобрнауки проекты различных нормативных актов, но ничего не происходит.
Расходы на приобретение современного оборудования растут, а эффективность стоит на месте. По мнению участников консорциума, следует обратить внимание на управление бизнесом в университетах. Ректоры вузов не против введения новых технологий, но почти никто из них не готов всерьез этим заниматься. Одна из главных причин — напряженная ситуация в сфере ВПО и неуверенность руководства университетов в будущем.
Тем не менее пример вузов, развивающих электронное обучение, у нас есть. Сегодня с применением дистанционных технологий около 70 российских университетов обучают порядка 160 тысяч студентов. Но это, конечно, немного для страны, где действуют более тысячи вузов. Единственный университет, представляющий Россию в Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU), — Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Он активно участвует в проекте HOME (Higher education Online: MOOCs the European way — Высшее образование онлайн: MOOCs европейского стиля), а также в общеевропейской инициативе ассоциации по разработке Массовых открытых онлайновых курсов (MOOCs). Внедряемые с помощью этих курсов новые образовательные технологии позволяют обучать свыше 100 тысяч студентов одновременно. Сегодня MOOCs воспринимают в мире как признак надвигающихся перемен в системе высшего образования.
— Считается, что информационная отрасль будет расти на 20% ежегодно, — рассказал  гость конференции из Великобритании, директор BBC Пол Мейнленд. — Английское правительство учитывает тенденцию и намерено увеличить объем выделяемых средств. Осознание этого фактора необходимо и другим странам.
Как отметили участники конференции, прогресса в развитии и внедрении современных технологий обучения не будет и без сетевого взаимодействия вузов. Открытый доступ к образовательным ресурсам способствует кластеризации учреждений в области электронного обучения, программного обеспечения учебных курсов и практики. Именно коллективный подход к решению проблемы может продвинуть к новому качеству российское образование, а в итоге и всю национальную экономику.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев