Линия Сколково: Форсаж на форуме

Фонд “Сколково” снова успешно представил свои программы и проекты в городе на Неве.

Поможем порулить
Сегодня уже невозможно представить себе Петербургский международный экономический форум без участия Фонда “Сколково”: сколковцы выполняют серьезную идейную миссию, выступая на пленарных сессиях, подписывают многочисленные соглашения, удивляют посетителей выставки разнообразием оригинальных разработок. Не стал исключением и нынешний форум, на который фонд, можно сказать, въехал на мощном грузовике: в канун открытия ПМЭФ-2013 городу и миру был предъявлен совместный проект “Сколково”, Intel и ОАО “КАМАЗ” по разработке и внедрению интеллектуальной автомобильной системы Russian Hill на базе процессора Intel Atom.
Программно-аппаратное решение, ориентированное на российский рынок, включает целый букет функций: навигация, сведения о “пробках” и объездах, радио, медиа­проигрыватель, мобильная связь, календарь, браузер, приложение для общения в социальных сетях и голосовое управление — все для продвинутого юзера (он же драйвер, то есть водитель). Сам перечень услуг “в одной кабине” отражает тенденцию превращения автомобиля из роскоши в средство передвижения и коммуникации. Создать за рулем обстановку офиса, только на колесах!
Разумеется, офис этот специ­фичный. В нем будут датчики для замера скорости движения, температуры в кабине, можно провести диагностику состояния водителя с помощью пульсометра и алкотестера (куда же без него!). Многое еще предстоит предусмотреть: связь с сервером диспетчерской станции, бортовой “подсказчик” (“Вы устали, отдохните, возьмите вправо, остановитесь”), возможность блокировки развлекательной составляющей (опции “Дом-2” и “Одноклассники” во время движения по трассе противопоказаны, дабы не пришлось выбирать опцию “ГИБДД”). Главное — чтобы дальнобойщик не чувствовал себя одиноким на бескрайних российских просторах, а устойчивая связь с домом к тому же укрепляет семьи, так что добавим к информативным функциям Russian Hill социальную!
Разработчики, приступая к проекту, и не предполагали, насколько он актуален именно для грузовых автомобилей. Затем алгоритмы создания единого информационного пространства в кабине можно будет перенести и на легковой транспорт по принципу: что хорошо для КАМАЗа — хорошо для всех.
Вице-президент группы программных продуктов и сервисов Intel Уильям Сэвидж рассказал, что корпорация не собирается монополизировать проектные решения, напротив, охотно использует разработки российских стартапов. Тем более что вокруг Russian Hill сформировалась экосистема “айтишных” фирм — резидентов “Сколково”, готовых заниматься не только программным, но и сервисным постпродажным обеспечением, системами навигации и т.д. Инвестиционное подразделение Intel уже изучает их проекты на предмет финансирования.
Игорь Богачев, исполнительный директор кластера информационных технологий Фонда “Сколково”, насчитывающего уже 295 участников, похоже, больше всего рад за российские стартапы, оказавшиеся в нужное время в нужном месте:
— В чем, как правило, специфика технологического стартапа? Это очень умные, на грани гениальности ребята, которые прекрасно разбираются в программировании, но им не хватает жизненного опыта, умения превратить идею в бизнес. И здесь проявляется роль “Сколково”: мы строим программы с ключевыми партнерами так, чтобы у каждого стартапа был ментор, желательно международный, способный дать им правильные советы с точки зрения коммерциализации разработок. Проект с участием Intel и “КАМАЗ” — наглядный пример такого взаимодействия. Перед нами реальная, эффективно действующая модель инновационного центра “Сколково”.
Директор инженерного центра “КАМАЗ” Владимир Кулемин благодарен Фонду “Сколково” за возможность контакта с Intel: “Иначе где бы мы встретились?!”. До этого камазовцы предлагали взяться за разработку бортовой информационной системы отечественным компаниям. И неизменно слышали вопрос: “А денег сколько дадите?”. У Intel совершенно другой подход: прежде всего, решить задачу на основе самых производительных процессоров и безопасных беспроводных технологий. Умная компания понимает, что сначала надо создать систему, а затем ее тиражировать, обслуживать, пополнять дополнительным оборудованием, выпускать обучающие тренажеры. И это перспективно, с точки зрения коммерции.
Встретились Intel и “КАМАЗ” еще год назад на заседании Индустриального консультативного совета (ИКС) Фонда “Сколково” — вот он, эффект инновационной экосистемы! Так что описанные события уложились в один год. Одновременно с утверждением фондом проекта в прошлом июне корпорация Intel объявила об открытии в России нового центра исследований и разработок: статус резидента “Сколково” получила ее дочерняя компания Intel Software. А месяц назад было подписано соглашение о создании в иннограде аналогичного центра “КАМАЗа”. Первые образцы грузовой техники с системой Russian Hill будут показаны уже в сентябре на выставке “COMTRANS 2013”.
Совет перед будущим
Символично, что, объявив об этом, партнеры отправились на очередное заседание ИКС. На этот раз его участникам — главам и топ-менеджерам крупнейших международных и российских компаний — предстояло рассмотреть проект программы “Создание и развитие инновационной экосистемы”, нацеленной на долгосрочное развитие иннограда. Предполагается, что к 2020 году вклад сколковцев в ВВП России превысит 100 млрд рублей, суммарный объем частных инвестиций составит 250 млрд, появятся около 50 исследовательских центров, более 1000 компаний-участников в технопарке, в Сколковском институте науки и технологий будут обучаться 1200 магистрантов и аспирантов. Около 20 тысяч человек будут жить и 10 тысяч работать в Сколково.
Члены ИКС попросили подробнее рассказать о новой системе бюджетного финансирования сколковского проекта, вводимой с 2015 года. Не приведет ли она к большему контролю за деятельностью сколковского сообщества со стороны государства? Сопредседатель ИКС Эско Ахо (Финляндия) расценил изменения двояко: возможны ограничения частной инициативы, с другой стороны, роль правительства в постановке задач проекта возрастет, равно как и его ответственность за их решение. А это — хороший аргумент для продолжения сотрудничества.
Как пояснил старший вице-президент по правовым и административным вопросам Фонда “Сколково” Игорь Дроздов, “мы рассчитываем на дальнейшую поддержку государственных органов, прежде всего Министерства финансов. При этом фонд остается негосударственной компанией, и вопрос финансовой независимости для нас актуален. Так, например, согласно программе долгосрочного развития, 75 процентов площадей в иннограде будут построены за счет внебюджетных средств”.
Активно обсуждались и вопросы масштабирования проекта, своеобразного “размножения” инновационного центра по территории страны, предположительно начиная с 2017 года. Василий Белов, и.о. старшего вице-президента по развитию и коммерциализации Фонда “Сколково”, отметил ключевую роль взаимодействия с регионами, которые станут площадками для размещения производственных мощностей, выросших из сколковских стартапов, а также кооперации с федеральными, региональными институтами РАН и университетами. Позже он рассказал нам, что сейчас отношения фонда и РАН развиваются по двум основным направлениям. Во-первых, создание модели коммерциализации разработок и политики управления интеллектуальной собственностью на примере одного из академических учреждений. Во-вторых, формирование базы данных лабораторных мощностей институтов, которые могут предоставляться компаниям, открывающим R&D-центры, запускающим стартапы. И, конечно, в повестке дня поддержка дочерних стартапов академических институтов, совместные исследования со Сколтехом.
Затем директор Департамента по правовой политике и развитию общественных отношений Фонда “Сколково” Алексей Иванов представил перспективы развития законодательства в области инноваций, в частности, по защите интеллектуальной собственности. Характерно, что участники не довольствовались заверениями, что многие их предложения, внесенные на предыдущих заседаниях, были рассмотрены и поддержаны на уровне Правительства РФ и Госдумы, и запросили точный отчет по каждой рекомендации, каковой им было обещано предоставить в кратчайшие сроки. В ближайшее время программа будет также рассмотрена всеми коллегиальными органами фонда и представлена профильным министерствам.
Инновации по-фински
На следующий день после заседания ИКС его сопредседатель, исполнительный вице-президент Nokia Corporation, в прошлом премьер-министр Финляндии Эско Ахо любезно согласился ответить на вопросы “Поиска”.
— Каковы на сегодня наиболее существенные результаты деятельности совета?
— Прежде всего, мы смогли определить ожидания высокотехнологичных компаний от российского рынка. Впрочем, они общие для мировых и для российских компаний. Потому что создание экосистемы инноваций имеет критическое значение для развития современной экономики. И мы смогли донести эти ожидания как до руководителей Фонда “Сколково”, так и до Правительства России.
— На заседании вы выразили озабоченность ситуацией, складывающейся вокруг проекта. В чем она заключается?
— Сейчас возникла некая неопределенность относительно того, как будет развиваться сколковский проект. Есть политическая воля продолжать его. И для моих коллег, принимающих решения инвестировать в “Сколково”, важно, чтобы сохранялась предсказуемость событий.
— Разделяете ли вы точку зрения, что “Сколково” — больше, чем территория, это — философия?
— Это и территория, и философия. Некоторые вещи надо делать в первый день или год, затем они должны распространяться повсеместно. Их надо проверить локально, и в этом смысле “Сколково” может временно быть островом. Когда вы увидите, что система работает, ее можно распространить на другие части России. Это как тест-драйв, но, вне сомнений, все, что исходит из “Сколково”, должно принести пользу России. С расширением географии проекта должны сохраниться заложенные в его основу идеи взаимодействии науки, инноваций и хайтека, сам дух “Сколково”.
— Насколько далека финская инновационная система от российской? Что из финского опыта можно было бы перенести на нашу почву?
— Прекрасный вопрос. Мы разные по размерам и структуре экономики, но у нас много общего. Образование является приоритетом в обеих странах. Делаются правильные инвестиции в умения и таланты людей. Мы чтим науку, и многие исследования проводятся на высоком уровне. Разница в способности применить разработки на практике.
В Финляндии целый ряд организаций сотрудничают в этом направлении. За последние 30-40 лет мы преуспели в создании экосистемы инноваций. Вам нет смысла ее копировать, но полезно изучить. Поэтому важно, что не только финские компании, но и такие институты развития, как TEKES (Агентство по финансированию технологий и инноваций), проявляют активность на российском рынке. Насколько я знаю, финские партнеры, включая TEKES, поддержат Инновационный форум, который запланировано провести этой осенью в Москве.
— А что неидеально в финской системе инноваций. Или лучшего и желать нельзя?
— Если бы так! Нет таких целей, достигнув которых можно успокоиться. Мы живем в мире, где все меняется ежедневно: бизнес-среда, технологии, рыночная конъюнктура. Поэтому надо не прекращать движение, стремиться адаптировать новые идеи. Первое, что необходимо для Финляндии, — умение привлекать не только компании из разных стран, но и одаренные индивидуальности, в которых мы остро нуждаемся. Невозможно достичь высокого технологического уровня в одиночку, в узком кругу. Далее, следует принять как данность инновационной системы фактор риска. Это вопрос не только денег, хотя, конечно, нужны венчурные фонды и компании. Но мы также должны научиться принимать неудачи, что пока не осознано в России и Финляндии. Американцы гораздо более продвинуты в этом плане. Того, кто хочет что-то изменить, создать новое, иногда может постигнуть неудача. Это не трагедия, а правило игры.
— Вы верите в сколковский проект. А что надо сделать, чтобы все россияне в него поверили?
— Вправе ли я давать такие советы? Надо понять: когда вы инвестируете в высокие технологии, нельзя уповать на то, что результаты будут завтра утром. “Сколково” — это долгосрочный проект, завышенные ожидания тут неуместны. Хорошо бы также усвоить, что центры инноваций, — это не только бетон и железо, это прежде всего люди. И, что свойственно России, — талантливые люди, надо в них верить и вкладывать больше, чем в здания и сооружения. Важно знать, какие ресурсы выделяются на проект, без промедления принять долгосрочный план развития “Сколково”. Мы это как раз и обсуждали на заседании Индустриального совета. Нужна ясность в том, кто принимает принципиальные решения. При этом желательно обойтись без драматических изменений, но ясность должна наступить скоро, чтобы сохранять контроль над ситуацией.
Занятно все, что движется
Всего в рамках форума состоялось около 10 значимых мероприятий Фонда “Сколково”, каждое из которых заслуживает отдельного рассказа.
И все же особо стоит отметить подписание соглашения о сотрудничестве между Сколковским институтом науки и технологий и Санкт-Петербургским государственным университетом.
Внимание старейшего университета России к одному из самых юных и амбициозных вузов страны показательно, альянс, как заверили подписанты — ректоры СПбГУ и Сколтеха Николай Кропачев и Эдвард Кроули, будет взаимовыгодным, затронет не только приоритетные для “Сколково” кластерные направления, но также экологию и рациональное природопользование, управленческие кадры и технологии… Соглашение сроком на пять лет — не декларация о намерениях, каких в ходе форума было высказано немало. Вузы уже создают две совместные лаборатории: одной, в области математики, будет заведовать главный научный сотрудник СПбГУ, консультант Сколтеха Станислав Смирнов, другой, в области биофармакологии, — профессор СПбГУ и Сколтеха Рауль Гайнетдинов.
Наконец, настоящим магнитом для участников и гостей форума стала развернутая на стенде Фонда “Сколково” экспозиция Made in Skolkovo, на которой были представлены изобретения резидентов иннограда в области информационных, индустриальных, биомедицинских, чистых и энергоэффективных технологий. Она была организована в полном соответствии с известным выставочным законом — привлекает внимание все, что движется!
Двигался, по многочисленным просьбам и без оных, сверхкомпактный электромобиль-трансформер “Браво Моторс”. Разработчик, генеральный директор одноименной астраханской компании Константин Артемьев, охотно рассказал нам об авто, способном складываться и раскладываться. В разложенном состоянии машинка устойчива, движется со скоростью до 90 км в час. В сложенном — занимает мало места, может переезжать через высокие бордюры, минуя пробки. Что еще? Автомобиль управляется с помощью джойстика, а не руля, интерактивен — вместо приборной панели у него планшетный компьютер, на который выводится информация о скорости и остаточном заряде батарей. С этого же компьютера запускаются система навигации, управление климат-контролем, аудио- и видеосистема. Комфорт на уровне седана бизнес-класса!
Предыстория этого маленького чуда такова. Константин еще студентом восемь лет назад создал небольшую компанию, которая занимается разработкой антивирусного программного обеспечения. Вырученные на антивирусном проекте деньги стал вкладывать в проект электромобиля, потратив на “любимую игрушку” около 200 тысяч долларов. А уже сколковский грант Артемьев получил необычным, но эффектным способом, выиграв конкурс Startuр Village, на который были представлены более двух тысяч проектов со всей России, — наградой победителю стал сертификат на сумму в 900 тысяч рублей. Константин и его команда надеются получить дополнительное финансирование также и традиционным способом, подав заявку как участники кластера энергоэффективных технологий фонда. А пока “Сколково” помогает с имиджевым и информационным продвижением проекта, с поиском соинвестора.
Не меньшей популярностью посетителей стенда пользовался компактный прибор Angioscan для ранней неинвазивной диагностики сосудистой системы. Каждый хотел к нему приложиться — в буквальном смысле! Все очень просто: кладешь ладошку, слегка раздвинув пальцы, в нарисованную пятерню на панели прибора, замираешь и в течение нескольких минут получаешь актуальную информацию. Автор этих строк с интересом узнал, что биологический возраст его сосудистой системы на 5 лет меньше “паспортного”, эластичность стенок сосудов и частота пульса в норме, а вот стандартный уровень стресса сильно превышен (прибор услужливо подсказал возможные причины: избыточное эмоциональное напряжение, усталость). Зато насыщение крови кислородом близко к 100 процентам.
Как уточнил представитель компании-инвестора Вячеслав Локшин, есть еще одна версия этого атрибута персональной медицины, снабженная манжетой для измерения давления. В основе разработки метод московского профессора Александра Парфенова, президента компании Angioscan Electronics. Полгода назад она стала резидентом “Сколково”, арендует небольшой фронт-офис, также получает помощь в продвижении разработки. Ведутся переговоры о выделении гранта на продолжение исследований и создание новых модификаций прибора. О его коммерческих перспективах ярко свидетельствовала перманентная очередь из интересующихся состоянием своих сосудов.
…Пленарные сессии, соглашения, живое общение у стенда. Получается, в рамках ПМЭФ сколковцы создали свою инновационную экосистему. И она сработала на “отлично”!

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев