Поиск - новости науки и техники

Алгоритм на завтра. Квантовый процессор послужит науке.

Известная канадская компания по производству компьютеров D-Ways Systems в этом году развеяла скептицизм экспертов, занимающихся в течение многих лет проблемами квантового компьютинга. По сообщению научного обозревателя Би-Би-Си А.Мансфильда из США, Научно-исследовательский центр НАСА в Калифорнии за 15 миллионов долларов закупил у канадцев процессор D-Wave Two, который основан на использовании эффекта квантовой проводимости. Процессор установят в специальном помещении – зимнем саду, где чипы компьютера будут находиться в охлажденном состоянии при температуре, близкой к абсолютному нулю.
Предполагается запустить процессор в эксплуатацию осенью текущего года примерно по такому расписанию: 50% времени выделят для нужд НАСА, 30% – для транснациональной компании Google, 20% – для американских университетов. С НАСА, по сообщениям представителей Google, достигнута договоренность о совместной эксплуатации квантового компьютера, и они надеются использовать отведенное время для выявления закономерностей искусственного интеллекта, включая способы определения голоса и звуковых колебаний.
Упомянутый квантовый процессор, ставший уже имуществом НАСА, основан на принципах использования “странного поведения” квантового состояния вещества. Главное, скорость его действия примерно в 3600 раз превышает скорость обычных современных компьютеров, что, по мнению ученых, позволит в будущем решить сложнейшие математические задачи за считаные секунды.
В России разработкой теоретических основ квантового компьютинга занимался крупный теоретик квантовой физики академик РАН Камиль Валиев, один из создателей отечественной электронной промышленности. Под его руководством в Физико-техническом институте РАН работала лаборатория физики квантовых компьютеров.
Во время одной из бесед с академиком (это было в 2009 году) я поинтересовался его оценкой перспектив появления квантовых компьютеров.
– Квантовые компьютеры, – рассказал Камиль Ахметович, – способны решать огромное количество задач, которые считаются практически неразрешимыми на любых современных компьютерах. Крупные математики уже работают над созданием алгоритмов для будущих квантовых машин. Их назначение будет совершенно иное – криптография, особо секретная связь, высокоточный контроль над атомными и термоядерными объектами и многое другое, что сегодня даже трудно представить.
– Можете ли вы обрисовать форму и “интеллектуальное” содержание будущих квантовых компьютеров, теоретической разработкой которых занимается ваша лаборатория?
– Первые образцы квантовых компьютеров, видимо, будут весьма громоздкими, поскольку их скорее всего придется охлаждать жидким гелием, чтобы максимально снизить уровень шумов. В дальнейшем все это будет совершенствоваться до объемов кубических нанометров, то есть квантовые компьютеры могут стать частью обычных компьютеров, занимая там чрезвычайно малый объем в виде “капли в море” среди миллиардов обычных транзисторных чипов. Я не исключаю также, что квантовые компьютеры и другие тонкие квантовые технологии уже в XXI веке смогут значительно превзойти человеческий разум по своим мыслительным и творческим возможностям. А в дальнейшем квантовый компьютинг сможет стать неотъемлемой частью человеческого мозга, по меньшей мере его надежной запасной частью.

Юлдуз Халиуллин