Поиск - новости науки и техники

Обращение Казанского научного центра РАН к Президенту РФ

О Б Р А Щ Е Н И Е
к Президенту Российской Федерации, лидеру общественного движения “Народный фронт — за Россию” В.В.Путину
Копии: председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину, председателю Совета Федераций ФС РФ В.И.Матвиенко,
председателю ЦК политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации” Г.А.Зюганову,
лидеру политической партии “Справедливая Россия” С.М.Миронову,
председателю политической партии “Либерально-демократическая партия России” В.В.Жириновскому,
депутатам Государственной Думы ФС РФ от Республики Татарстан, и.о. президента РАН академику В.Е.Фортову.

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Коллектив Казанского научного центра РАН (далее – Центр), ознакомившись и обсудив проект федерального закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – законопроект), выражает свое возмущение крайней поспешностью рассмотрения и внесения данного законопроекта Правительством России в Государственную Думу Федерального Собрания РФ без предварительного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами научно-образовательного сообщества России.
Российская академия наук, созданная почти 300 лет назад и являющаяся общепризнанной научной организацией, имеет колоссальный авторитет во всем мировом научном сообществе. Государственные академии наук и, в первую очередь, Российская академия наук фактически являются основными научными структурами, формирующими пути развития фундаментальной и прикладной науки и осуществляющими основной объем фундаментальных исследований в России. Наука, так же как и образование, является элементом культуры и становым хребтом любой высокоразвитой страны, определяющим не только уровень развития экономики, но и национальное самосознание общества. Проведение реформ в этой сфере, к тому же напрямую влияющих на судьбы десятков тысяч людей – граждан России, необходимо осуществлять очень продуманно и взвешенно. И важно, чтобы процесс реформирования исходил от научного сообщества России, а не из чиновничьих недр. И этот процесс уже начался с момента выборов нового президента РАН, который в своей программе сформулировал основные принципы развития академической науки.
Предлагаемый законопроект является не реформой, а детальным планом полной ликвидации государственных академий наук. В нем налицо не желание чиновников решить проблемы, стоящие перед российской наукой, а очередная попытка осуществить “рейдерский” захват земельно-имущественного комплекса РАН. Принятие данного законопроекта создаст благоприятную среду для манипулирования с земельно-имущественным комплексом академических институтов, в настоящий момент являющимся крайне привлекательным для реализации “инвестиционных проектов” нечистоплотными на руку чиновниками, ведущих не к повышению эффективности использования федерального имущества, а, как показала “чрезвычайная ситуация” с имущественным комплексом Минобороны РФ, к наглому растаскиванию средств государственной казны.
Внесенный законопроект подготовлен Министерством образования и науки РФ с нарушением пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления” в части раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и их общественного обсуждения с предоставлением не менее 60 дней для проведения публичных консультаций.
Кроме того, имеет место желание министра Д.В.Ливанова ввести в заблуждение научное сообщество в части того, что принятие законопроекта повлечет за собой внесение изменения только в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов” (отражено в Перечне федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”). Авторами законопроекта замалчивается факт существования Федерального закона от 23.08.1996 г. №127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике” и Федерального закона от 6.11.2011 г. №291-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций”. Предложенный законопроект прямо противоречит данным федеральным законам в части имущественного комплекса, финансовых средств и системы управления, не говоря уж о статусе государственных академий наук. Если это незнание законов, то это свидетельство полной некомпетентности профильного министра. Или же это желание “продавить” свое, удобное для ряда лиц решение, как это было с проектом государственной программы “Развитие науки и технологий Российской Федерации на 2013-2020 годы”. Такой подход исключает формирование в России гражданского общества.
Помимо разрушения, а не реформирования в научной сфере, печальными последствиями принятия непроработанного и крайне “сырого” законопроекта будет срыв и целого ряда мероприятий, направленных на развитие социальной сферы академических учреждений и закрепление в науке молодых исследователей, реализуемых в настоящее время в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Среди них “замораживание” на период проведения реформы строительства служебного жилья для молодых ученых. В ближайшей перспективе возможны задержки с выплатами заработных плат сотрудникам академических учреждений, так как с вступлением в силу с 1 сентября Федерального закона №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” надбавки за степени отменяются и данные выплаты должны быть включены в должностные оклады. Кто будет принимать в период летних месяцев необходимые правовые акты? Явно, не чиновники Минобрнауки РФ. Помимо естественных многотысячных исков в суд за задержку зарплаты все это может вызвать социальной взрыв и массовый отток наиболее квалифицированных специалистов из научного сектора. Возникает резонный вопрос: на кого и на чьи разработки в таком случае должно опираться Правительство России, перед которым в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2012 г. №596 “О долгосрочной государственной экономической политике” стоят задачи создания и модернизации к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, а также увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза?
С учетом мнений, прозвучавших при обсуждении проекта Федерального закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (протокол от 1 июля 2013 г. №1), считаем, что:
представленный в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в случае его принятия приведет к развалу российской науки, а также к технологическому “банкротству” экономики России и потере ее статуса как современной мировой державы, базирующейся на инновационной экономике знаний;
данный законопроект дискредитирует Правительство Российской Федерации в целом в силу профессиональной несостоятельности и некомпетентности отдельных его членов, которые должны уйти в отставку;
с учетом явного несовершенства предложенного законопроекта, а также нарушения процедуры его общественного обсуждения Правительству Российской Федерации необходимо отозвать данный законопроект из Государственной Думы Федерального Собрания РФ и рассмотреть реформу государственных академий наук с широким обсуждением и учетом мнения научно-образовательного сообщества России.
По поручению Общего собрания Казанского научного центра РАН (присутствовало на заседании 70 членов Общего собрания КазНЦ РАН и 95 научных сотрудников институтов КазНЦ РАН).

Председатель Казанского научного центра
Российской академии наук
академик О.Г.Синяшин

Нет комментариев