Тест на посадку

Вопрос об участии России в европейской космической программе ExoMars решен окончательно. С подробностями — Reuters.
Европейское космическое агентство (European Space Agency) подписало контракт с итальянским Thales Alenia Space о разработке двух миссий, способных оценить, существовала ли когда-либо жизнь на Марсе. До прошлого года программа ExoMars была совместным проектом Европейского и Американского космических агентств. Однако НАСА вышло из игры, ссылаясь на финансовые проблемы. И тогда Роскосмос предложил свое участие в виде предоставления двух ракет-носителей “Протон” для запуска в январе 2016 года орбитального атмосферного зонда и тестового посадочного аппарата, а в августе 2018 года — марсохода, который будет бурить подповерхностные слои планеты в поисках спор и бактерий. Кроме того, Роскосмос предоставит посадочную систему для марсохода и научные приборы для обеих миссий. “Потребуется некоторое время, определенные затраты и усилия от разных сторон. Это непросто — перейти от кооперации Европейского космического агентства с НАСА к кооперации Европейского агентства с Роскосмосом”, — заявил глава ЕКА Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain) после подписания контракта на 230 миллионов евро с Thales Alenia Space.
Итальянская аэрокосмическая компания Thales Alenia Space, выбранная в качестве главного контрактора пять лет назад, планирует потратить 146 миллионов евро на орбитальный и посадочный аппараты миссии 2016 года. Эта миссия будет анализировать атмосферу Марса на предмет присутствия в ней следов газов, свидетельствующих о биологической активности на планете. Кроме того, она будет передаточной коммуникационной станцией для марсохода 2018 года. Первый посадочный аппарат должен протестировать технологии высадки на Марсе, которые являются узким местом, погубившим не одну миссию, как российскую, так и американскую.
У США в настоящее время на Красной планете два ровера — Curiosity и Opportunity. Выйдя из европейской программы ExoMars, НАСА заявило о намерении отправить второй марсоход типа Curiosity в 2020 году. Оставшийся после запуска 2016 года бюджет ExoMars будет потрачен на миссию 2018 года, которой предстоит вести первые непосредственные поиски жизни на Красной планете после высадки американских аппаратов Viking в 1970-х годах. Но в отличие от “Викингов”, которые отбирали пробы подвергнутого радиационному воздействию поверхностного слоя планеты, марсоход 2018 года будет проводить радарные поиски подповерхностной воды и бурить марсианский грунт на двухметровую глубину с забором образцов для анализа бортовыми приборами.