Звездное трио

Три планеты обнаружены в обитаемой зоне одной недалекой звезды. Об этом сообщает ESO News Release.
Глизе 667С — хорошо изученная звезда. По массе она чуть больше трети Солнца, является частью тройной звездной системы, известной как Глизе 667 и удаленной на 22 световых года от созвездия Скорпиона, что довольно близко к нам по меркам солнечных окрестностей. Во всяком случае, гораздо ближе, чем звездные системы, изучаемые космическими телескопами, например охотником за экзопланетами аппаратом Kepler. Прежние исследования обнаружили вокруг звезды Глизе 667С три планеты, одна из которых находится в обитаемой зоне. Обитаемая зона — это такая удаленность от звезды, которая может обеспечить планету жидкой водой и теоретически поддержать на ней ту или иную форму жизни. Сейчас группа астрономов под руководством Гиллема Англада-Эскуде (Guillem Anglada-Escudé) из Геттингенского университета (University of Göttingen) в Германии и Микко Туоми (Mikko Tuomi) из Университета Хартфордшира (University of Hertfordshire) в Великобритании провели дополнительное исследование этой тройной системы с помощью высокоточного спектрографа (HARPS), установленного на одном из телескопов Обсерватории Ла-Силья в Чили, а также Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории, телескопов Обсерватории Кек и Магеллановых телескопов. Эти наблюдения предполагают существование вокруг звезды до семи планет. Все они обращаются вокруг самой тусклой звезды из трех. Если посмотреть с одной из этих новых планет на два остальных ее солнца, то последние покажутся парой ярких звезд, видимых в дневное время, а ночью светящих как полная Луна.
Новые планеты полностью заполняют обитаемую зону вокруг Глизе 667С, не оставляя возможностей для существования хотя бы еще одной стабильной орбиты, на которой могла бы находиться планета с условиями, соответствующими критериям планет обитаемой зоны. “Три не очень массивные планеты в обитаемой зоне звезды — это здорово”, — говорит Микко Туоми, комментируя работу в документе, распространенном Европейской южной обсерваторией. Три из обнаруженных в обитаемой зоне планет точно сверхземли, то есть они массивнее нашей планеты, но менее массивны, чем такие планеты, как Уран или Нептун. Такое в одной звездной системе наблюдается впервые. “Число потенциально обитаемых планет в нашей галактике намного больше, если мы можем ожидать открытие нескольких таких планет вокруг каждой небольшой звезды, и сейчас мы понимаем, что, вместо того чтобы разглядывать десять звезд в поисках одной, возможно, обитаемой планеты, можно посмотреть на одну неяркую звезду и найти в ее обитаемой зоне несколько планет”, — добавляет один из авторов, Рори Барнес (Rory Barnes) из Университета Вашингтона (University of Washington).
Ученые считают, что открытие стало возможным благодаря мощности спектрографа HARPS, а кроме того, они обращают внимание на пользу повторного и объединенного анализа данных, которые были получены разными исследовательскими группами на разных телескопах.
Открытие трех планет в обитаемой зоне Глизе 667С представлено к публикации в журнале Astronomy&Astrophysics.