Растянулся полумесяц

Земледелие могло возникнуть одновременно в нескольких местах вдоль Плодородного полумесяца. Об этом свидетель-
ствуют новые археологические находки в Иране. Подробности — в Live Science.

Древние ступы и жернова откопаны в большом кургане в Загросских горах, возраст изделий — около 11 тысяч лет.
Открытие, о котором сообщает журнал Science (5 July, 2013), пополнило копилку свидетельств, указывающих на возникновение земледелия во множестве мест на Плодородном полумесяце, в регионе, который охватывает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции и северо-запада Иордании. Вместе с бассейном Нила он считается колыбелью современной цивилизации.
Название “Плодородный полумесяц” — это перевод английского термина Fertile Crescent, введенного в научный оборот американским археологом Джеймсом Брестедом (James Breasted), который назвал так местность, ограниченную с юга Сирийской и Аравийской пустынями, с запада и юго-запада — Средиземным морем и Синаем, с севера — хребтом Тавр и Армянским нагорьем, а с востока — горами Загрос,за ее богатую почву и форму, напоминающую полумесяц.
По словам эксперта издания Live Science, археолога из французского научного центра CNRS Джорджа Вилкокса (George Willcox), “поразительнее всего в новом открытии то, что оно протягивает Плодородный полумесяц ранних земледельческих районов, которым от 11 500 до 11 000 лет, гораздо дальше на восток”.
В 1950-х годах археологи откопали свидетельства раннего земледелия в Иерихоне, на западном берегу реки Иордан, что навело ученых на мысль о том, что истоки сельского хозяйства находятся здесь, в Израиле и Иордании. В то же время генетические данные, полученные недавно при изучении как диких, так и окультуренных растений, указывают на то, что способность возделывать землю и получать на ней урожаи могла возникнуть у людей во многих местах — от юго-западной Турции до Ирака и севера Сирии — приблизительно одновременно. Однако археологические подтверждения этому были редкими. В 2009 году группа археолога Николаса Конарда (Nicholas Conard) из Университета Тюбингена (University of Tuebingen) начала раскопки кургана-стойбища Чога-Голан в Загросских горах на востоке Ирана. Здесь были найдены руины земляных жилищ, на месте которых выстраивались новые, тоже впоследствии разрушенные, жилища.
С каждой перестройкой уровень пола повышался, таким образом у археологов появилась стратиграфия поселений на этом месте. На одном из уровней были найдены ступы и другие приспособления для размалывания зерен, каменные фигурки, орудия и прочее, что предполагало обитание большой группы людей в стабильных экономических условиях.
Изотопный анализ показал, что люди жили здесь непрерывно в период от 9800 до 12 000 лет назад.