Приемный непокой. Абитуриенты голосуют ногами.

Страда поступления в вузы завершилась. Специалистам еще предстоит провести ее анализ и обнародовать окончательные итоги приема, но некоторые общие закономерности оказались видны, что называется, невооруженным глазом. Главная особенность, отмеченная ректорами многих высших учебных заведений из самых разных регионов России, — резкое по сравнению с прошлыми годами увеличение баллов ЕГЭ у абитуриентов. Соответственно, заметно выше, чем раньше, оказались проходной балл и конкурс на многие направления бакалавриата.
Средний конкурс на бюджетные места в вузах сильно варьировался. По данным ИТАР-ТАСС, лидирует здесь РУДН (20,1 человека на место), дальше идут МИСиС (16,4), НИУ ВШЭ (12,4), ЛЭТИ (10,8), НГУ и ИТМО (по 9,6), Казанский (Приволжский) федеральный университет (9,4), Нижегородский госуниверситет им. Н.И.Лобачевского (8,2), МГТУ им. Н.Э.Баумана (7,5), МГУ (7,3). При этом в целом по стране средний конкурс на бюджетные места вышел более чем скромный — всего полтора человека на место.
Значительно, порой на порядок, различались и конкурсы на разные направления внутри вузов. Скажем, в Сибирском федеральном университете при среднем конкурсе по вузу 6,1 человека рекордным оказался спрос на направление “Управление персоналом” — на одно место претендовало 54 человека.
Иногда представители руководства вузов интерес абитуриентов к своему учебному заведению иллюстрировали ростом проходного балла в отдельных подразделениях. Так, на физико-техническом факультете МИФИ по сравнению с прошлым годом он повысился как минимум на 30 единиц (был 200, а на первой волне зачисления составил 235). На факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ за год проходной балл подрос всего на 6-8 единиц, но все равно остался одним из самых высоких в стране (390 на направление “Мировая экономика”, 384 — на “Международные отношения”).
Общее число бюджетных мест в вузах страны по сравнению с прошлым годом практически не изменилось. Но изменилась структура их распределения между направлениями подготовки. На пользующееся большим спросом у абитуриентов направление “Экономика и управление” контрольные цифры приема уменьшили почти на 20%, что, видимо, и стало одной из главных причин заоблачных конкурсов.
Увеличивая бюджетный прием на технические и естественно-научные направления, министерство ставило своей целью повышение интереса молодежи к соответствующим специальностям, но, судя по всему, это почти не сработало. Как уже упоминалось, средний конкурс по стране — полтора человека на место. И то, что конкурс на гуманитарные (прежде всего связанные с экономикой и управлением) направления подскочил сильно, означает, что на направления технические спрос если и повысился, то весьма не намного.
Общественное мнение инертно. Надеясь по окончании учебы получать более высокие зарплаты, абитуриенты (а скорее, их родители) по-прежнему готовы вкладывать средства в образование, “не покупаясь” на большую доступность бесплатного обучения по более трудным в освоении инженерным направлениям. Да и чтобы как следует подготовиться к ЕГЭ по физике, одного года, видимо, недостаточно.
Увеличение среднего балла абитуриентов, о котором говорят многие ректоры, некоторые эксперты склонны связывать с массовыми нарушениями, отмеченными в этом году при сдаче единого государственного экзамена, а также с “ЕГЭ-туризмом”, когда абитуриенты уезжали сдавать ЕГЭ в другие регионы, рассчитывая (возможно, не без оснований) получить там более высокую оценку. Самый громкий пример этого года — в Дагестане, где накануне ЕГЭ полторы тысячи выпускников перевелись из городских школ в сельские. Такой перевод — явление само по себе вроде не противозаконное, однако вопросы все же вызывает…
Еще одна причина резкого “повышения образованности” нынешних абитуриентов видится в том, что общество начинает приспосабливаться к ЕГЭ. Школы лучше “натаскивают” учеников на сдачу тестов. По физике — предмету, необходимому для поступления на технические направления, — “натаскать”, видимо, труднее, чем по гуманитарным дисциплинам, поэтому и выбирают ее, по словам ректора Бауманки Анатолия Александрова, только 20% выпускников. И претендентов на освоение инженерных специальностей, несмотря на некоторые подвижки, по-прежнему просто мало.
В общем, перераспределение контрольных цифр приема в краткосрочной перспективе к желаемому эффекту, похоже, не привело. Но это опять же в среднем. А конкретно — зависит от вуза. В Бауманке, например, отметил ее ректор, конкурс вырос, наиболее популярные специальности — все, что связаны с ИT, роботехника, нанотехнологии и наноинженерия, фотоника, плазменные технологии. И ребята, по словам А.Александрова, приходят “умные, соображающие и заинтересованные”.
Однако чаще от ректоров можно было услышать, что высокими баллами ЕГЭ абитуриентов они особо не обольщаются и отнюдь не считают их гарантией отличных знаний. На пресс-конференциях, прошедших в августе в регионах, выступающие отмечали, что школьная подготовка стала слабее и что некоторые вузы в первый же месяц проводят для первокурсников “входное тестирование”, позволяющее выявить лакуны в их знаниях, и потом организуют дополнительные занятия по математике, физике и даже русскому языку. “Не надо думать, что главное — поступить, — заявил ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров. — Результаты первой сессии покажут, кто может учиться, а кто вернется домой”. Он призвал ректоров отчислять тех, кто учиться не способен. Правда, насколько охотно последуют этому призыву руководители высших учебных заведений в условиях подушевого финансирования, когда потеря каждой “души” означает и потерю денег, — вопрос.
…Эксперты говорят, что нынешняя ситуация с приемом, скорее всего, больше не повторится. Минобрнауки рассчитывает на то, что усилится контроль за ходом сдачи ЕГЭ со стороны Рособрнадзора и других ответственных ведомств. Тогда, заметил проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович, “результаты ЕГЭ будут более адекватны реальным знаниям абитуриентов”. Кроме того, предполагается, что начиная со следующего года вузы, принимая решение о зачислении, наряду с результатами ЕГЭ будут учитывать и средний балл школьного аттестата, и портфолио с достижениями выпускника в самых разных областях. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов также уведомил, что в ближайшие два года банк заданий ЕГЭ по всем предметам планируется сделать открытым, а в экзамен по литературе может быть возвращено сочинение.
Все это призвано снизить и саму вероятность утечки информации, и значимость получения высшего балла по профильным предметам, а следовательно, убрать основания для правонарушений при сдаче ЕГЭ и снять некоторые проблемы приема в высшие учебные заведения.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев