Регламентация и организация научной деятельности. Международный опыт и тренды.

О разработке
профессиональных стандартов

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” осуществляется разработка профессиональных стандартов в области руководства научными исследованиями. Организация работы по проектированию профессиональных стандартов координируется Центром изучения проблем профессионального образования.
Сформированный экспертной группой проект профессиональных стандартов предложен для широкого обсуждения в профессиональном сообществе, которое предполагает дополнительные опросы руководителей научных организаций и структур, размещение проекта на сайте центра (www.cvets.ru), круглые столы в регионах РФ. По результатам обсуждений проект профессиональных стандартов  дорабатывается и будет в скором времени представлен на согласование в Министерство образования и науки Российской Федерации, отраслевой профсоюз и общественные объединения научных работников, а затем — в Экспертный совет Министерства труда и социальной защиты для рассмотрения и утверждения.

 

Н.М.Аксенова; А.А.Муравьева, к.ф.н.; О.Н.Олейникова, д.п.н., профессор
Центр изучения проблем профессионального образования

Регламентация и организация научной деятельности.
Международный опыт и тренды

В настоящее время в Российской Федерации в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” осуществляется разработка профессиональных стандартов. Одними из проектируемых профессиональных стандартов являются профессиональные стандарты в области руководства научными исследованиями, которые опираются на успешный международный опыт.
Мировая практика показывает, что наука не может результативно функционировать без стабильного наращивания научно-технического потенциала, успешность которого не в последней мере зависит от качества управления. Так, в странах ОЭСР особое внимание уделяется проектному менеджменту, поскольку практически все научные исследования, теоретические или прикладные, реализуются в формате проектов.
Важнейшими умениями руководителей научных организаций признаны умение управлять портфолио проектов и проектной деятельностью в целом, умение постоянно осваивать новые знания и высокая научная и социальная ответственность.
По мнению известного российского ученого Г.Р.Иваницкого, директора ИТЭБ РАН, главная задача директора — объединение коллектива вокруг поисковой темы, создание творческой атмосферы и обеспечение прозрачности вклада каждого сотрудника в разработку темы или проекта. Эта позиция совпадает с подходами, принятыми международным сообществом.
Компетентность менеджеров проектов и специалистов по управлению проектами, как правило, определяется следующими параметрами: знания, опыт, умения, этика, профессиональное мышление (ментальность), профессиональные действия.
Во многих странах требования к лицам, ответственным за руководство и реализацию проектной деятельности, определяются так называемыми Сводами Знаний — Body of Knowledge, разрабатываемыми международными и/или национальными профессиональными ассоциациями. В настоящее время профессиональные ассоциации более чем в 20 странах имеют официальные национальные Своды Знаний по управлению проектами (Body of Knowledge on Project Management — PM BoK) и основанные на них национальные системы сертификации компетенций.
Международным нормативным документом, определяющим систему международных требований к компетентности менеджеров проектов, является стандарт Международной ассоциации в сфере управления проектами (International Project Management Association).
Правила и нормы работы специалистов по проектному менеджменту, согласно требованиям IPMA, отражены в документе под названием International Competence Baseline (ICB) — международных требованиях к компетенции специалистов в области управления проектами.
Каждая национальная ассоциация (в том числе и российская) отвечает за разработку собственных национальных требований к компетенциям специалистов (NCB — National Competence Baseline) с учетом особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами.
ICB содержит 46 элементов компетентности, определяющих знания и опыт в управлении проектами, объединенные в три группы. Группы представляют техническую компетентность (20 элементов), поведенческую компетентность (15 элементов) и контекстуальную компетентность (11 элементов).
В основу NCB положена системная модель управления проектами, которая опирается на три основных блока: субъекты управления, объекты управления и процессы управления. Каждый блок имеет иерархическую структуру, которая, в свою очередь, соотносится с разделами NCB.
Объекты управления — это проекты, программы, организации, системы. Каждый объект в процессе управления проходит определенные фазы жизненного цикла.
Субъекты управления — это участники проекта (программы), то есть все те, кто непосредственно вовлечен в проект или чьи интересы могут быть затронуты в результате выполнения проекта (программы). В НТК выделены следующие группы участников: основные (ключевые) участники проекта, команда управления проектом, прочие участники проекта.
Процессы управления включают:
инициацию проекта;
планирование проекта;
организацию и контроль выполнения проекта;
анализ и внесение корректирующих действий в ход выполнения проекта;
закрытие проекта или его этапа.
В процессе управления проектами реализуются следующие функции:
управление содержанием;
управление временными параметрами;
управление стоимостью;
управление качеством проекта;
управление рисками;
управление персоналом;
управление коммуникациями;
управление контрактами и закупками;
управление изменениями.
Ряд стран, не входящих в IPMA, имеет собственные Своды Знаний и системы сертификации (североамериканский PMI, австралийский AIPM, японская ENAA и другие).
В таблице ниже обобщены данные о профессиональных квалификационных стандартах в сфере научной деятельности.
Наиболее распространенным документом в области проектного менеджмента, используемым в практической работе специалистами многих стран, является Свод Знаний Института менеджмента проектов США — PMI — PMBOK Guide.
Популярность PMBOK PMI объясняется простотой представления знаний в области администрирования и управления проектами и активной политикой PMI по распространению этого подхода за пределами США.
При этом, как здраво отмечают сами разработчики PMBOK, “…ни один документ не может целиком вместить в себя всю сумму знаний”. Простота PMBOK PMI достигнута за счет описания упрощенной модели управления проектами с точки зрения процессного подхода, которая используется для управления одним обособленным проектом. То, что сложно или невозможно представить в виде процесса, не отражено в этом документе, например стратегический менеджмент, мультипроектное управление и др.
В качестве примера формирования национальной системы стандартов можно привести ретроспективу разработки Британских национальных стандартов по управлению и менеджменту проектов.
Первые национальные стандарты по администрированию и управлению проектами появились в Великобритании в 1981 году как комплекс стандартов по использованию сетевых технологий для управления проектами. Первые три стандарта введены в 1981 году и посвящены непосредственно вопросам применения сетевых методов, методов проектных оценок, применению вычислительной техники, а также анализу ресурсов и контролю затрат в проектах.
В 1984 году в состав комплекса стандартов вводится Руководство по использованию процедур управления, планирования, контроля и отчетности.
“Вторая очередь” стандартов появилась в 1992 году и является обновленной версией стандартов 1981 года.
В 2000 году были введены первые три стандарта принципиально нового комплекса стандартов по администрированию и управлению проектами.
Также в различных странах разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий (организаций) в области проектного менеджмента, основанные на стандартах, определяющих процессы управления проектами, и стандартах, определяющих квалификационные требования к специалистам в области управления проектами.
В связи с этим с точки зрения процессов управления проектами представляет интерес классификация научной деятельности в Австралии, которая носит название Стандартная классификация научно-исследовательской деятельности в Австралии и Новой Зеландии. Эта классификация включает в себя: тип научно-исследовательской деятельности (фундаментальные исследования, стратегические исследования, прикладные исследования, экспериментальные исследования), области исследований, соответствующие академическим дисциплинам и предметным областям, преподаваемым в вузах, и инновационные области. Также данная классификация разделяет деятельность в области исследований и развития по целям, формулируемым исследователями, которые относятся к экономической, социальной, технологической или сугубо научной сфере. Эта классификация основана на Frascati Manual (Стандартная практика обзоров в области исследований и экспериментальной деятельности), где категории исследовательского персонала охватывают исследователей, техников и вспомогательный персонал.
Исследовательские работники — это профессионалы, такие как ученые, инженеры и научные менеджеры. Технический и иной вспомогательный персонал включает в себя квалифицированных и неквалифицированных рабочих, канцелярских и офисных работников, участвующих в научно-исследовательских проектах или непосредственно связанных с такими проектами.
Ознакомиться с предлагаемым профессиональным стандартом для руководителя научной организации и научного работника, а также оставить свои предложения и комментарии можно по адресу: www.cvets.ru.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев