Кому жить надоело?

Обнаружены признаки биохимического маркера, по которому можно определить склонность к суициду. С подробностями — Science News.
 В крови людей, предрасположенных к самоубийству, выявлено повышенное содержание одного из ферментов катаболизма полиаминов, которые участвуют в регуляции клеточного деления. Открытие американских ученых, опубликованное в августовском номере журнала Molecular Psychiatry, может привести к разработке простого диагностического теста на суицидальный риск. В настоящее время клиницисты-психиатры способны его оценить лишь по описанию симптомов самим пациентом и на этом основании принять интуитивное решение о том, что человек нуждается в незамедлительной помощи. Наличие однозначного теста поможет врачам сделать объективный вывод. “Есть большая потребность в таких маркерах”, — цитирует соавтора работы Александра Никулеску (Alexander Niculescu) из Медицинской школы при Университете Индианы (Indiana University School of Medicine) Science News. “Нам нужно продвигаться в этих исследованиях как можно скорее”, — добавляет он. Эксперты не замедлили выступить с призывами к осторожной интерпретации полученных данных. Тем не менее, по словам Джона Манна (John Mann) из Института психиатрии при Нью-Йоркском университете (New York State Psychiatric Institute), открытие коллег “потрясающе убедительно для такой маленькой выборки”.
Описываемое исследование — продолжение более масштабного исследования мужчин с биполярным расстройством, в ходе которого испытуемые должны были посещать клинику каждые три — шесть месяцев, проходить там психологическое тестирование и сдавать образцы крови. Пока шло исследование, у девяти мужчин между визитами наблюдались значительные изменения в поведении, и если сначала никаких суицидальных тенденций врачи у них не отмечали, то позже появились множественные признаки склонности к самоубийству. Наряду с этим “суицидальным” сдвигом у наблюдаемых пациентов изменился уровень некоторых биомаркеров в крови. Заметнее всего было изменение содержания диамин-ацетилтрансферазы, кодируемой геном SAT1, этот фермент переносит ацильные группы на полиамины. По наблюдениям ученых, у девяти мужчин повышенная активность гена SAT1 совпала с более частыми мыслями и чувствами, связанными с самоубийством. Для проверки связи между уровнем диамин-ацетилтрансферазы и вероятностью суицида авторы воспользовались базой данных судмедэкспертизы. Высокий уровень фермента был обнаружен в крови девяти других мужчин, покончивших с собой. Кроме того, он оказался связан и со случаями госпитализации по поводу суицидального поведения у 49 мужчин с биполярным расстройством. Никаких версий, объясняющих корреляцию уровня диамин-ацетилтрансферазы в крови с суицидальным риском в исследуемой популяции, у ученых пока нет. Связи с принимаемыми медикаментами не обнаружено, подобной корреляции у женщин или людей с большим депрессивным расстройством  — тоже.