Линия Сколково: Масштабная модель

502 миллиарда рублей запланировано потратить на реализацию подпрограммы “Создание и развитие инновационного центра “Сколково”” — одной из девяти составных частей госпрограммы “Экономическое развитие и инновационная экономика”. Причем 73% этой суммы должно составить внебюджетное финансирование, в том числе деньги частного бизнеса.

Обсуждение вопросов, связанных с этим, стало темой недавнего заседания Правительства РФ. Средства на развитие одного из главных инновационных драйверов страны планируется выделить серьезные, потому и “контроль за ними должен быть постоянный и системный”, заметил премьер-министр Дмитрий Медведев:
— Наша цель заключается в том, чтобы, дав соответствующий толчок этому проекту и другим проектам аналогичного свойства, выйти на паритетное участие государства и частного бизнеса в финансировании инновационных замыслов. В течение восьми лет планируется привлечь более 100 млрд рублей  негосударственных инвестиций. Я надеюсь, что это будет сопоставимо с уровнем финансовой поддержки ведущих инновационных центров мира.
Подробнее о предстоящих планах строительства и развития иннограда “Сколково” участникам заседания Правительства РФ доложил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Отметив важность утвержденной в марте этого года гос­программы “Экономическое развитие и инновационная экономика” для формирования благоприятного предпринимательского климата, повышения инвестиционной и инновационной активности бизнеса, министр обосновал необходимость ее дополнения подпрограммой, посвященной формированию благоприятных условий — логистических, инфраструктурных, правовых, налоговых — для стимулирования всего цикла исследования, разработок и эффективной коммерциализации результатов. Интеграция подпрограммы “Создание и развитие инновационного центра “Сколково”” в госпрограмму “Экономическое развитие и инновационная экономика” должна помочь перевести финансирование “из формы бюджетного гранта на мероприятия в программно-целевую форму, которая соответствует принятой бюджетной процедуре”.
— Реализация подпрограммы позволит разработать и внедрить механизмы формирования инновационных экосистем, которые сопровождали бы развитие высокотехнологичных компаний, производящих интеллектуальный продукт, и принятие коммерчески востребованной формы, а затем тиражирование такого рода экосистемы, — отметил министр. — Наверное, данные подходы нужно будет применять и для других имеющихся у нас институтов развития.
Кратко напомнив о составных элементах экосистемы “Сколково”, пяти основных направлениях деятельности инноцентра (информационные технологии, биомедицина, энергоэффективность, ядерные технологии и космические технологии) и некоторых результатах проделанной работы, министр подробно рассказал о базовых мероприятиях новой подпрограммы: о создании и развитии инновационной среды иннограда, Сколковского института науки и технологий, инфраструктуры “Сколково”:
— Общий объем средств из федерального бюджета, который предполагается до 2020 года выделить на финансирование мероприятий подпрограммы, — 135,6 млрд рублей. В том числе на первое мероприятие — “Инновационная среда” — 57 млрд, из которых 32 млрд — гранты на поддержку участников проекта, 42 млрд — на второе мероприятие — “Сколковский институт науки и технологий” и 37 млрд — на проект “Инфраструктура инновационного центра”.
Ключевым элементом “Инновационной среды”, формируемой в рамках первого мероприятия, являются участники проекта: стартапы, технопарк, центры исследований и опытно-конструкторских работ индустриальных партнеров, венчурные инвесторы как финансовые партнеры и коммуникационная среда. Основными критериями достижения результата здесь должны стать увеличение количества международно признанных патентов и заявок на регистрацию продуктов интеллектуальной собственности, рост выручки участников проекта, повышение объема частных инвестиций, сокращение срока выхода продукта исследований и разработок на рынок и сам интегральный вклад проекта в экономику России.
По второму мероприятию целью является создание новых компетенций в сфере исследований, разработок и коммерциализации их результатов на основе эффективной кооперации с международными исследовательскими центрами. Основными показателями эффективности здесь будут доля выпускников, вовлеченных в инновационную деятельность по своей профессии, по своей специализации, и активность исследователей института в создании мировых публикаций.
В рамках третьего мероприятия при формировании инфраструктуры центра ставится задача создания комфортных условий для труда и социально-бытового обслуживания участников проекта — это дополнительный фактор мотивации их благоприятной работы. В рамках этого мероприятия выделяется строительство комплекса “Сколтех”, комплекса исследований “Технопарк”, возведение объектов социальной инфраструктуры и внутригородских систем инженерно-технического обеспечения.
Министр также отметил, что к 2020 году в ходе реализации подпрограммы по созданию инновационного центра “Сколково” задумано открыть не менее 50 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров промышленных партнеров проекта, создать более тысячи стартапов, достичь “полнообъемного функционирования Сколтеха”, открыв в его рамках 15 научных центров. Предполагается, что общий объем финансирования подпрограммы составит 502 млрд рублей, из которых почти 3/4 (73%) — внебюджетное финансирование и 135,6 млрд (или 27%), — финансирование со стороны федерального бюджета.
— Реализация подпрограммы в целом позволит обеспечить значительный результат для развития инновационной экономики. Предполагается, что годовой объем заявок на патенты превысит 350 единиц, порядка 60 — зарубежная регистрация патентов. Объем частных инвестиций в инновационные компании к 2020 году — 25 млрд рублей. Интегральный вклад в проекты, в экономику — порядка 200 млрд рублей. Годовая выручка компаний, участвующих в цикле исследований и разработок в рамках проекта, — до 100 млрд рублей. Представляется, что эта модель может быть тиражирована в том числе в рамках региональных инновационных кластеров. Имеющийся проект в установленном порядке согласован с Минфином, Минобрнауки и ФТС, — заключил министр и попросил участников заседания поддержать предложенное.
Свою точку зрения о подпрограмме “Создание и развитие инновационного центра “Сколково””  и, в частности, о взаимодействии “Сколково” с инновационными, образовательными и научными центрами России высказал заместитель председателя Правительства РФ  Аркадий Дворкович:
— “Сколково” должен рассматриваться не только как уникальный создающийся инновационный центр, но и как окно для привлечения высокопрофессиональных специалистов, инвестиций в инновации, во всю российскую экономику. Речь идет о взаимодействии с Российской академией наук и институтами РАН, где накоплен значительный опыт фундаментальных исследований, которые могут быть, в том числе с привлечением механизмов “Сколково”, задействованы в формировании уже рыночных технологий, коммерциализации идей, созданых в Российской академии наук. Речь идет и о региональных центрах разного статуса — наукоградах, технопарках, которые сегодня существуют примерно в 20 регионах страны. Такое взаимодействие уже налаживается, и “Сколково” выступает здесь как методологический центр отбора перспективных проектов. Эта деятельность специальным образом обозначена в подпрограмме. Наконец, речь идет о международном взаимодействии, в том числе с нашими ближайшими соседями, такими как Белоруссия, Украина, Казахстан, а также с партнерами в так называемом дальнем зарубежье.
Все это, по мнению Аркадия Дворковича, и есть главная составляющая “Сколково”. “Не создание физической инфраструктуры, не формирование нового университета, а выполнение роли ядра для остальных центров в этой программе является одним из ключевых звеньев и, можно сказать, новшеством по сравнению с предыдущими программами, которые существовали относительно “Сколково”, — подчеркнул заместитель председателя Правительства РФ.
— “Сколково”, конечно, очень важный элемент нашей инновационной системы, и очень хорошо, что он так энергично развивается, — заметил, продолжив обсуждение темы, президент РАН академик  Владимир Фортов. — Вместе с тем, мне кажется, есть еще одна вещь, которая пока не очень прозвучала. Когда организовывали “Сколково”, одной из задач проекта было создание инновационной системы: как нам сделать так, чтобы наша инновационная экономика воспринимала те многочисленные научные идеи, которые возникают и в прикладных, и в академических институтах? Это очень непростое дело. Американцы, когда подводили итоги прошедшего тысячелетия, в качестве самого большого достижения назвали создание инновационной системы. Не открытие лазера или атомной энергии! Данный механизм сейчас запустился, и экономика, скажем, Америки показывает очень хороший результат. Это как пример. Задача “Сколково”, по-моему, очень важная — найти такую модель для развития нашей страны. Сегодня в мире нет универсальной модели построения инновационной экономики. Каждая страна решает эту задачу по-разному: французы — по-своему, корейцы — по-своему. Обсуждая перспективы “Сколково”, хорошо бы иметь в виду, что основное — это нащупать ту цепь, через которую мы можем действительно построить хорошую экономику.
Высказал глава академии и ряд замечаний по тексту проекта подпрограммы о “Сколково”. “Например, про науку там сказано очень немного, — посетовал Владимир Евгеньевич. — Хотя опыт показывает, что только на основе научных достижений можно добиться каких-то прогрессов в реальной промышленности и экономике. Этот вопрос тоже не очень очевидный, потому что разные страны по-разному все это делали. Скажем, страны — “молодые экономические тигры” — Корея, Япония и пр., в начале пути свою науку не развивали. Как известно, они покупали научные разработки и удачно их имплементировали в продукт. На каком-то этапе — уже на хорошем уровне развития — такая модель не годится, нужно развивать собственные исследования, поэтому Япония, Корея, Сингапур сейчас вкладывают большие деньги именно в научные исследования. Мне кажется, что нам надо тоже на это обратить внимание и подчеркнуть роль науки и образования в этом серьезном деле”.
Дмитрий Медведев с замечаниями главы РАН согласился: “Я хотел бы полностью поддержать, во всяком случае, точно, первую часть того, что сказал Владимир Евгеньевич. Задача “Сколково” и вообще подобных проектов заключается не в том, чтобы наплодить новых изобретений, запатентовать их (это важно, конечно, но это можно делать и без “Сколково”, хотя, наверное, в таких проектах это делать проще, потому что там есть льготы и есть соответствующая микросреда, есть возможность приобрести оборудование и так далее), а именно в том, чтобы создать инновационную систему. А у нас ее нет. И только ради этого подобные проекты и создаются. Совершенно справедливо и то, что эта система не может быть интернациональной. Она, конечно, должна основываться на достижениях всего человечества, впитывать самый передовой опыт, и мы обязаны это делать, в том числе и иностранцев приглашаем работать… Но она все равно должна быть заточена под Российскую Федерацию: у нас специфические условия. Как, кстати, и в Америке, и во Франции. Она всегда будет носить именно национальный характер, но с учетом мирового опыта, который нужно использовать максимально эффективно. Я надеюсь, что это и будет сделано”.
Член экспертного совета при Правительстве РФ, исполнительный директор Аналитического центра “Форум” Александр Брагин рассказал участникам заседания о выводах, сделанных его коллегами-экспертами из Минфина и Минэкономразвития по итогам рассмотрения подпрограммы, которую совет в целом поддержал. Среди многочисленных госпрограмм, рассмотренных и проанализированных советом за последний год, данная, по его словам, “выделяется качеством своей проработки, детализацией, описанием результатов, рисков и, что также важно, четкой заявкой показателей эффективности, которые при этом увязаны и с действиями, и с финансированием”.
— Данная подпрограмма по своим подходам и наполнению может служить хорошим ориентиром и для других ведомств в случае доработки и корректировки их государственных программ, — подчеркнул Александр Брагин. — Что касается количественной стороны показателей, то они достаточно амбициозны, как, наверное, и подобает проекту подобного масштаба. Эти показатели сравнивались с аналогами зарубежными, с инновационными европейскими центрами, в случае Сколтеха — с ведущими американскими вузами. Надо сказать, что для такого проекта, для его менеджмента задачи поставлены действительно мирового уровня. В том формате и виде, в котором подпрограмма существует, с таким наполнением и показателями, по мнению экспертов, она четко демонстрирует, что от проекта “Сколково” стоит ожидать не только в части научных исследований и разработок, но и в части мультипликативного эффекта для экономики.
Эксперты считают важным и то, что программа описывает риски. Наиболее существенными из них являются кадровый риск и риск спроса на инновации, пояснил Александр Брагин: “Мы все понимаем, что в рамках этого отдельного проекта не будет построено отдельное государство и достижение показателей тесно увязано со всеми теми мерами, которые государство в целом принимает по улучшению инвестиционного климата страны”.
— Для проекта важна длящаяся государственная поддержка, и не только финансовая, — продолжил эксперт. — Она будет его приближать к достижению тех амбициозных заявленных показателей, которые есть, и двигать проект вперед или, в случае отсутствия этой поддержки, откатывать назад. Эксперты также полагают, что с учетом масштаба задач и объема выделяемых средств (а они существенны) очень важно обеспечить и высокое качество корпоративного управления, и прозрачность процессов распределения средств, и ответственность менеджмента за достижение намеченных результатов. Опыт “Сколково” важно масштабировать в регионах, инноградах, в федеральных исследовательских центрах. Экспертный совет предлагает уже в 2014 году обобщить подходы и дать предложение по такому масштабированию. Считаем важным обсудить вопросы и подходы по экстерриториальному масштабированию “Сколково” также в 2014 году.
Отдельно член экспертного совета при Правительстве РФ остановился на  вопросах экспертно-общественного сопровождения и контроля за подпрограммой. В частности, на организации и проведении анализа хода исполнения работ с привлечением  экспертов, участников проекта, венчурных фондов, потенциальных инвесторов. Кстати, по мнению экспертов, “хотя программа на многие вопросы дает ответы и раскладывает все по полочкам”, есть ощущение, что в обществе четкого понимания целей и задач проекта пока, увы, нет: “Даже в умах представителей бизнес-сообщества, которое к проекту несколько ближе, есть смешение фонда, иннограда, Сколтеха (это если еще не брать в расчет школу управления), — посетовал  Александр Брагин. — Поэтому важно регулярно и последовательно на понятном языке объяснять обществу цели, задачи, получаемые и ожидаемые результаты”.
В связи с этим было предложено уже нынешней осенью провести публичное экспертно-общественное обсуждение концепции развития “Сколково”, представив итоговый доклад на ежегодной инновационной конференции.

 

Спецвыпуск подготовила
Нина ШАТАЛОВА
Фото http://government.ru и http://community.sk.ru

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев