Мертворожденный? Новый закон об образовании попытаются реанимировать.

С вступлением в силу 1 сентября нового закона “Об образовании в Российской Федерации” систему российского образования ожидают серьезные изменения. Многие из них закреплены не в самом законе, а в подзаконных актах, работа над которыми велась последние месяцы.
В августе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал ряд постановлений, направленных на реализацию нового закона. В частности, как сообщила пресс-служба правительства, были утверждены критерии формирования перечня иностранных образовательных организаций, выдающих документы об образовании и квалификации, признаваемые в РФ, и правила, определяющие порядок включения в него этих организаций.
Еще одно постановление меняет действующую процедуру разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Теперь проекты ФГОС по всем уровням образования (общего,  среднего профессионального, высшего) будут рассматриваться специально сформированными  Минобрнауки РФ рабочими группами, в состав которых войдут  представители федеральных и региональных властей, образовательных, научных, общественных организаций и объединений работодателей. Кроме того, постановление закрепляет общественное обсуждение проектов ФГОС с использованием Интернета (за исключением тех, что содержат сведения, составляющие государственную тайну).
Другим постановлением Дмитрий Медведев утвердил правила мониторинга системы образования. Определять показатели и разрабатывать методики их расчета поручено Минобрнауки. Ежегодный отчет о результатах будет размещаться на сайте министерства для общественного обсуждения и представляться в правительство.
Очередной документ, подписанный премьером, касается номенклатуры должностей педагогических работников организаций, ведущих образовательную деятельность, и должностей руководителей образовательных организаций. Он  разработан, как пояснили в правительстве, “в связи с необходимостью приведения к единообразию наименований должностей педагогических работников и должностей руководителей на всей территории РФ, во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовой формы”.
Все эти постановления вступают в силу так же, как и сам закон, — 1 сентября.
Несмотря на всю эту шлифовку, новый Закон об образовании остается далеким от совершенства. Так, по крайней мере, считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин. 
— На мой взгляд, этот закон сулит школьникам, студентам, педагогам и родителям больше минусов, чем плюсов. На один плюс приходится порядка трех минусов, — печально заявил он журналистам на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. 
Главный провал закона, по мнению Олега Смолина, — в его идеологии. Хотя определение образования как услуги из текста исчезло, но везде, где речь идет о государственных гарантиях, упоминается, что населению оказываются государственные услуги. Педагоги возмущены тем, что их деятельность приравнена к “оказанию услуг”. И их чувства можно понять: “ведь они выполняют поистине великую миссию, им доверяют самое дорогое — ребенка”.
По определению  депутата, новый Закон об образовании — пример философии бюрократизированного “мертвого” образования. В частности, например, положение, регламентирующее взыскания за дисциплинарные нарушения учащимся, напоминает Трудовой кодекс: предусмотрены специальная комиссия, рассмотрение вопроса в определенный срок и т.д. Зачем все это нужно?
— Если бы Макаренко, Сухомлинский применяли подобные схемы, они были бы обречены на провал! Самое главное в образовании — воспитание, — подчеркнул  О.Смолин. — Образование без воспитания — меч в руках сумасшедшего. Нам кажется, первое, что можно было бы сделать, — провести массовую дебюрократизацию системы российского образования, в том числе на уровне законодательства.   
Напомнил он и о том, что вместо старой нормы “на 10 тысяч человек — не менее 170 студентов, обучающихся в вузе за счет госбюджета” теперь бесплатно смогут получить высшее образование 800 человек на 10 тысяч молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет. Если посчитать, получится, что к 2020 году бюджетных студентов станет меньше почти на треть. “Закон, сокращающий число бюджетных мест, вряд ли хороший! У нас и так более 60% студентов учатся на собственные деньги. В Германии, например, менее 10%, а во Франции — менее 20%.”, — отметил О.Смолин.
Несладко придется, вероятно, иногородним студентам. Раньше в законе было прописано, что плата за общежитие не должна превышать 5% от расчетной стипендии. В новом законе же такого положения нет, и, теоретически, теперь ее могут поднять в 20 раз. Тогда плата за койкоместо в Москве достигнет 4-6 тысяч рублей, в Екатеринбурге — 2 тысяч  и так далее.
Льготы для детей-сирот при поступлении в вузы заменили возможностью обучения на подготовительных отделениях. Очевидно, что чем быстрее ребенок-сирота получит образование, тем быстрее он выйдет на работу и тем легче ему станет жить. Теперь же количество детей-сирот, поступающих в вузы, явно сократится, а значит, тех, кто не смог социализироваться, станет больше.
Новый документ необходимо реанимировать, считает Олег Смолин. Он сообщил, что его комитетом совместно с группой депутатов под руководством первого заместителя председателя Госдумы Ивана Мельникова уже подготовлен блок поправок в новый Закон об образовании, которые депутаты намерены внести на рассмотрение уже осенью. А значит, есть возможность, что минусы превратятся в плюсы.

Татьяна Чернова

Нет комментариев