Поиск - новости науки и техники

Вниманию прагматиков. Глава РАН напомнил о миссии образования.

На минувшей неделе правительство обсудило тему поддержки вузов, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов, а также ведущих университетов страны.
Дмитрий Медведев считает, что господдержка нужна в первую очередь тем вузам, которые напрямую работают с промышленными предприятиями, работодателями, совместно развивают и продвигают свои инновационные продукты, чьи выпускники уверены в том, что получат интересную и нормально оплачиваемую работу в том месте, где они живут и учатся.
Что касается ведущих университетов, то, как известно, на конкурсной основе отобрано 15 лучших вузов, каждому из которых будет оказана гос­поддержка в размере около 600 млн рублей. Теперь, сказал премьер, “нужно смотреть за тем, насколько эффективно расходуются соответствующие средства”. Конкурсы будут ежегодными, в ближайшие четыре года из бюджета выделяется 42,5 млрд рублей – “немаленькие деньги”, заметил Д.Медведев.
По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, возможности вузов зачастую не соответствуют потребностям экономики, социальной сферы, рынка труда. В Минобрнауки, сообщил глава ведомства, разработали и внесли на утверждение в правительство более 10 нормативно-правовых актов, обеспечивающих условия для эффективного взаимодействия сферы образования и реального сектора экономики. Среди форм такой интеграции – создание базовых кафедр, обеспечивающих практическую подготовку студентов на предприятиях. Но если раньше базовые кафедры открывались преимущественно в научных институтах, теперь они будут создаваться в первую очередь на площадках производств. Планируется применение и сетевых форм взаимодействия вузов и предприятий, в том числе реализация совместных образовательных программ, основанных на новых технологиях трансляции знаний и формирования практических навыков.
Дмитрий Ливанов сообщил, что при обучении за счет средств федерального бюджета по-новому будут регулироваться отношения студента и предприятия, на котором он будет работать. При поступлении по целевому набору учащийся заключает с работодателем договор, в котором определены обязанности сторон. Если он не захочет по окончании вуза работать на предприятии, то должен будет вернуть работодателю затраченные на него средства и выплатить штраф, составляющий до 200% этих средств поддержки. Министр рассказал о преимуществах так называемого прикладного бакалавриата, который позволит обеспечить потребности рынка труда в квалифицированных специалистах, в том числе способных работать на высокотехнологичном оборудовании.
В 2013 году внедрен новый принцип распределения контрольных цифр приема (КЦП) на программу высшего профессионального образования, которая учитывает потребности регионов в подготовке кадров. Доступность бесплатного высшего образования в 2013 году осталась на уровне 2012 года, но, по словам Д.Ливанова, произошел “существенный маневр” – увеличены КЦП по инженерно-техническим специальностям более чем на 5%, по естественно-научным специальностям – на 3%, по медицинским – на 6%. В рамках публичного конкурса “Кадры для регионов” будут поддержаны вузы, которые вместе с ключевыми предприятиями региона разрабатывают востребованные экономикой программы обучения. По итогам конкурса им будет предоставляться субсидия до 50 млн рублей в год при условии софинансирования со стороны предприятий.
“Прагматическая заостренность” подготовки специалистов на потребности регионов озадачила участвовавшего в обсуждении президента РАН Владимира Фортова. Он напомнил, что сегодня в течение жизни одного человека производится 80% новой информации от того, что человечество сделало за всю свою историю. Поэтому добиваться от студента, чтобы он знал как можно больше фактического материала, – “дело абсолютно бесполезное”, и за этим никогда угнаться невозможно. Упор надо делать на фундаментальные исследования, убежден В.Фортов, “чтобы люди понимали основные законы и умели их приложить к той быстроменяющейся ситуации, которая возникает в наши дни”.
“Если преподаватели и студенты будут хорошо подготовлены фундаментально, это даст им возможность работать дальше, – отметил глава академии. – Если будем ориентироваться на прагматические задачи, которые сегодня стоят, как мы их нынче видим (всем понятно, что через 10 лет эти задачи будут совсем другими), – тогда мы обречены”.
Медведев согласился с тем, что “нельзя занимать голую прагматическую позицию, образование должно быть устремлено в будущее”. Но, с другой стороны, “наше образование недостаточно прагматично, недостаточно утилитарно, и у нас есть большое количество высших учебных заведений, которые, к сожалению, плодят безработных”. Так что найти золотую середину и есть задача для министерства, регионов и работодателей, заключил глава правительства.

Светлана КРЫМОВА

Нет комментариев

Загрузка...