Помним о Главном. РАН хранит наследие Мстислава Келдыша.

В течение недели в стенах РАН и ее институтов проходили торжественные мероприятия в честь 100-летия со дня рождения одного из ярчайших президентов академии, выдающегося деятеля науки Мстислава Келдыша.
После научных конференций, о которых мы писали в прошлом номере, в Институте космических исследований РАН прошел круглый стол и открылась выставка, посвященная прошлому, настоящему и будущему отечественной космонавтики. На встрече в ИКИ, которую вел директор института академик Лев Зеленый, обсуждались космические планы России, связанные, в частности, с дальнейшим изучением Луны и использованием ее в качестве базы для исследований, а также перспективы сотрудничества российских и зарубежных ученых в рамках новых научных проектов.
Самым масштабным мероприятием юбилея стало торжественное заседание в Большом зале Президиума РАН, проведенное в день рождения Мстислава Келдыша. Участие в этом форуме приняли представители государственной власти страны, известные российские и зарубежные ученые, сотрудники легендарных НИИ и КБ, созданных Главным теоретиком. Собравшиеся с большим интересом восприняли доклад президента РАН Юрия Осипова о жизненном и творческом пути академика Келдыша, сопровождавшийся демонстрацией уникальных архивных фотографий.
Многие из присутствовавших в зале знали Мстислава Келдыша не понаслышке: им посчастливилось работать рядом с этим незаурядным человеком, учиться у него. В кулуарах они с огромным пиететом говорили об академике Келдыше и ностальгически вспоминали ту эпоху, когда наука не на словах, а на деле была интегрирована в жизнь страны и вывела СССР в ряд ведущих мировых держав.
Было это, на самом деле, не так уж давно. Даже выступивший с приветственным словом министр образования и науки Андрей Фурсенко, которого к разряду ветеранов никак не отнесешь, рассказал, что сталкивался с Келдышем в Институте прикладной математики.
— Это были встречи с легендой, они воспитывали и поднимали, — взволнованно заявил министр. — Мое поколение понимало значимость этих людей. Мы общались с ними, мы заражались их отношением к науке. Хочу пожелать всем нам, чтобы заложенные ими блестящие традиции продолжались — не только в Академии наук, но и во всей стране.
Своими воспоминаниями о выдающемся ученом поделились близко знавшие его академики Борис Черток, Борис Патон, Гурий Марчук, Михаил Маров. Ближайший соратник Королева и почти ровесник Келдыша Борис Евсеевич Черток (в этом году ему исполнится 99 лет) выделил среди черт Келдыша редкостную научную интуицию. Именно на нее полагались руководители страны, поручая Мстиславу Всеволодовичу возглавлять комиссии, далекие от его основных исследовательских интересов. По словам Б.Чертока, Никита Хрущев разрешил запуск первого пилотируемого космического корабля только “под гарантии Келдыша”.
Президент Национальной академии наук Украины Борис Патон рассказал о том, как в 1964 году Мстислав Келдыш спас Академию наук. Очередное Общее собрание АН СССР “не пропустило в академики” первого помощника печально известного Трофима Лысенко. Это очень разозлило Хрущева, который высоко ценил своего советника по сельскому хозяйству. На Пленуме ЦК КПСС генсек заявил, что Академия наук превратилась в Новгородское вече, ее надо ликвидировать, заменив Комитетом по науке при Совете Министров. Хрущев потребовал, чтобы М.Келдыш возглавил эту новую организацию в ранге зампреда Совмина. Не желая участвовать в разрушении академии, Мстислав Всеволодович впервые за многие годы взял отпуск и уехал из Москвы. Когда он вернулся, Хрущев уже “отошел” и не вспоминал о своей угрозе.
Возглавлявший Академию наук в 1986-1991 годах Гурий Марчук сообщил, что в 1970-е годы М.Келдыша очень тревожило серьезное отставание российской науки от американской по ресурсному обеспечению. Он считал себя лично виновным в том, что не может добиться необходимой поддержки со стороны государства и обеспечить своих ученых современным оборудованием и компьютерами, которые были в распоряжении их зарубежных коллег. С этим во многом было связано решение М.Келдыша покинуть пост президента академии, считает Г.Марчук. “Он сгорел на работе, но оставил нам замечательное наследие — высокий авторитет и славу Академии наук, решившей под его началом две важнейшие для страны проблемы — создание атомного щита и освоение космоса”, — закончил свой рассказ Гурий Иванович.
Ученик и соратник Келдыша академик Михаил Маров отметил, что огромное уважение коллег к Мсти­славу Всеволодовичу вызывали его бескорыстие и мужество: президент академии никогда не боялся отстаивать свою точку зрения перед руководством страны. И высокие чиновники при всей своей авторитарности прислушивались к Келдышу, высоко ценя его способность быстро схватывать суть проблемы и находить оптимальные подходы к ее решению.
Завершающим аккордом юбилейного заседания в РАН стало вручение наград имени М.В.Келдыша известным ученым и их молодым коллегам. Выдающийся математик Тимур Энеев, который многие годы работал под началом Главного теоретика, был удостоен Большой медали РАН. Дочери Главного конструктора, доктору медицинских наук Наталии Королевой была вручена специальная премия за книгу, которую она написала о своем отце. Специально учрежденные в честь юбилея медали с премиями получили молодые ученые Алексей Бузмаков из Института кристаллографии РАН, сотрудники Института прикладной математики РАН Мария Лапик и Владимир Лысов, Кирилл Стихно из НИИ им. С.А.Лавочкина и Роман Мукин, работающий в ИБРАЭ РАН.

Надежда ВОЛЧКОВА

PS Архив РАН и Библиотека по естественным наукам РАН открыли документальную выставку “Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978). Фотохроника жизни”. На ней впервые представлены 220 редких фотографий из архива ученого и его коллег.
Посетители смогут увидеть снимки, на которых М.Келдыш запечатлен в детские, школьные и студенческие годы, в кругу семьи, вместе с советскими и иностранными учеными, космонавтами, руководителями СССР и других стран.

Нет комментариев