С миру по мысли. Реформе образования нужна общественная экспертиза.

“Сабуровские чтения”, проводимые в этом году второй раз, собрали друзей, единомышленников, коллег известного российского экономиста, поэта, драматурга, прозаика Евгения Сабурова. В этом году ему исполнилось бы 65 лет. Форум, организуемый при участии Минобрнауки РФ и открытый для ученых, политиков и деятелей образования, состоялся на площадках Федерального института развития образования (ФИРО), Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики, фонда “Институт экономики города” и ГОУ Центр образования №1181 “Измайлово”.
“Сабуровские чтения” — не только дань памяти замечательному человеку, но и повод обсудить социально-экономические проблемы образования, дать оценку текущим результатам процесса его реформирования, обменяться идеями. Евгений Сабуров, многие годы посвятивший поиску, разработке и реализации наиболее эффективных экономических механизмов функционирования образовательной системы, на этих обсуждениях ощутимо присутствует как незримый собеседник и советчик.
Какую бы актуальную тему ни затрагивали в своих выступлениях участники пленарного заседания конференции, каждый находил повод для апелляции к научному, поэтическому либо практическому наследию Е.Сабурова. Евгений Федорович досконально знал российскую систему образования, непосредственно занимаясь ее организацией и исследованием. Он стал автором в общей сложности 140 научных публикаций, часть которых была посвящена образовательной тематике.
По словам директора ФИРО Александра Асмолова, Сабуров предвидел многие изменения в жизни общества, наблюдаемые нами сегодня, “мыслил не категориями образования, экономики, а в широком смысле — категориями культуры, в которой мы живем”. Евгений Сабуров, бывший научным руководителем ФИРО, был уверен, что образование играет особую — культурообразующую — роль в жизни общества, и считал политику поощрения экономии в этой сфере несостоятельной. Работая над развитием экономического механизма системы, отстаивая его демократизацию, Сабуров уже в 1980-х годах предлагал способ значительно расширить финансовую самостоятельность учреждений образовательной сферы.
В первой половине 1990-х Евгений Сабуров поработал на высоких руководящих должностях, в том числе на постах заместителя министра образования РСФСР, заместителя председателя Совета Министров, министра экономики РФ и директора Центра информационных и социальных технологий при Правительстве Российской Федерации. Он был участником многих реорганизационных проектов и неизменно демонстрировал собственный подход к реформаторству. Обращаясь к этой теме, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер рассказал, что у Сабурова был и свой план экономических реформ. Он был уверен, что нельзя “свести реформы к воле отдельных людей, даже исходящих из благих побуждений, которые посылают свои сигналы вертикали, не заботясь о последствиях”. Отказ от привлечения широкой общественности, независимых экспертов и специалистов к выработке новаторских решений, поручение этого дела отдельным группам во главе с лидерами, обладающими монопольными правами, вытеснение неординарных и неформальных носителей свежих идей сегодня нередко и приводят, по мнению Евгения Гонтмахера, к провалу многих реформаторских начинаний.
Участники конференции отдали должное теме состояния и развития российской школы, проблемами которой много и активно занимался Евгений Сабуров, отводивший важную роль общему образованию. Говорилось о его недофинансировании как минимум в два раза, о разрыве в уровнях материального оснащения школьных учреждений страны, о том, что необходимо вначале привести эту часть образовательной системы в соответствие с требованиями современной жизни, а уже затем реализовывать новые стандарты на подготовленной для этого базе.
В рамках конференции состоялись заседания круглых столов и сессии с участием специалистов в области образования, где обсуждались вопросы государственной политики в социальной сфере, стратегии образовательных инноваций и эффективной экономики, наиболее актуальные на сегодняшний день. Так, на одном из заседаний, состоявшемся в ФИРО в первый день конференции, речь шла о новых организационных моделях в системе образования, их эффективности, рисках и нерешенных проблемах. На круглом столе предметом анализа специалистов стали организационно-экономические механизмы, связанные с введением в действие с 1 января 2011 года Федерального закона №83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”. Он разделил государственные (муниципальные) учреждения на бюджетные и казенные. Участники круглого стола говорили о рисках, связанных с применением этого закона: угроза кроется, например, в отсутствии унифицированных нормативов государственного финансирования и гарантий получения госзадания для бюджетных и казенных образовательных учреждений, в неэффективном их управлении. Не установлена прямая связь между объемом выделяемых средств и выполнением стандарта.
Множество вопросов, возникающих у практиков в связи с вступлением закона в силу, свидетельствуют о востребованности профессиональной консультационной поддержки, необходимой для принятия управленческих решений на местах. На круглом столе был представлен разработанный в ФИРО проект системы консультационно-методического сопровождения этого направления деятельности образовательных учреждений. Он предусматривает, в частности, обратную связь, обобщение успешного опыта первопроходцев-лидеров, а также систему дистанционного общения со специальным интернет-порталом.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев