Цепные реакции распада и синтеза. Реформа РАН должна быть системной в пространстве общегосударственных задач.

На высшем уровне официально озвучены большие государственные задачи: “новая индустриализация”, “переоснащение ОПК и ВС”, “25 млн новых рабочих мест”. Эти задачи, опубликованные в семи предвыборных статьях В.Путина, можно рассматривать как начало принципиально нового этапа истории России. Им суждено стать ключевыми компонентами стратегии, направленной на качественное обновление страны и восстановление ее лидирующих позиций в мире.
Однако при более пристальном рассмотрении понимаешь, что поставленные задачи чрезвычайно сложны и выглядят сегодня “неподъемными”. Не только по причине утраты прежних и отсутствия новых государственных механизмов системного осуществления крупномасштабных проектов. Они трудны включением в глобальный мировой контекст. В условиях беспрецедентной по масштабам и динамике информационной сильносвязности мир теряет устойчивость. Даже лидеры мировой экономики, обладающие колоссальными технологическими и финансовыми ресурсами, уже не в состоянии обеспечивать стабильное развитие всей системы. Проблемы управления информационными сверхпотоками в ней становятся все более схожими с задачами управления цепными реакциями деления и синтеза ядер.
Многое говорит о том, что данная проблематика неразрешима в рамках существующих на планете технологических и организационных укладов, которые уже не соответствуют новейшим требованиям устойчивости мировой социосистемы. Происходящая на наших глазах утрата действенности рыночных и политических механизмов балансировки общественных систем требует построения и научного обоснования интегрированных кибернетических моделей устойчивого развития в условиях глобальной взаимозависимости. Наряду с этим необходима разработка качественно новых компьютерных технологий сетецентрического управления социосистемами всех уровней. Да таких, которые будут способны в едином алгоритмическом пространстве с привлечением совокупного вычислительного потенциала глобальных сетей и суперкомпьютеров эффективно и с минимальными издержками реализовывать эти модели.
Очевидно, что сложившаяся на стыке тысячелетий исторически беспрецедентная ситуация требует всесторонней и глубокой научной проработки. Качественная новизна в том, что в условиях глобальной информационной сильносвязности только рыночные и политические механизмы управления устойчивым развитием уже не способны справляться с информационными сверхпотоками по причине своей недостаточной пропускной способности и недостаточной адаптивности к мощным структурным переменам. Ввиду особой структурно-динамической сложности новейшей проблематики совершенно необходимы адекватные конструктивные научные методы и подходы к анализу и массовому решению многофакторных междисциплинарных проблем устойчивости социосистем.
В настоящее время одной из ключевых и первоочередных научных проблем становится изучение социумов в глобальном и сильносвязном информационном пространстве как нового кибернетического объекта. При этом особое значение в решении новейших, еще не осмысленных в полной мере задач принадлежит методам и средствам точных наук. Успешное их решение возможно только с опорой на интегрированные знания и опыт РАН, накопленные в ходе решения сложнейших научных задач и реализации больших проектов, и на ту высочайшую культуру “индустриальных” методов организации фундаментальных и прикладных исследований, которая складывалась десятилетиями и доказала свою эффективность в решении важнейших государственных задач.
В отсутствие развитой экономики и венчурных механизмов продвижения наукоемких инноваций раздробление уникальной научной платформы РАН в ходе “бульдозерных” реформ до уровня “автономных” завлабов сделает невозможным решение названных выше задач. Просто из-за совершенно иных масштабов системной сложности. Крупные проблемы изначально многофакторны и междисциплинарны. Они требуют применения системно-целостных, научно обоснованных методов междисциплинарного решения и соответствующего инструментария в широком спектре специализаций. Они изначально выходят далеко за рамки возможностей не только отдельных узкопрофильных лабораторий, вузов и иных научных структур, но и министерств. Они выходят также и за рамки возможностей даже самых крупных корпораций в сфере ИКТ.
Надеяться на “импорт” мирового научного опыта, отвечающего масштабам проблем нашего переустройства, не приходится. Таковой просто отсутствует. Если мы сумеем выстоять и настроить РАН на решение новейших задач междисциплинарной конвергенции, то нам, скорее всего, предстоит ориентироваться на опережающий “экспорт” наших новейших наработок во все менее устойчивый и почему-то все более стагнирующий мир передовых технологий.
Только с опорой на сохранившийся интеллектуальный и организационный потенциал РАН можно искать пути к решению сложнейших сильносвязных проблем. Наши реформы должны быть, прежде всего, направлены на мобилизацию РАН в целях формирования эффективных структур, методов, средств и инструментов междисциплинарной интеграции и их применения в решении больших задач.
XXI век в исторически беспрецедентных условиях глобальной информационной зависимости заново поставил задачи устойчивого развития государств и мировой социосистемы в целом. Их решение невозможно найти ни в кабинетах чиновников, ни в венчурном бизнесе, ни на площадях “оранжевых” революций. Цена ошибок в сильносвязном мире неизмеримо вырастает, каждая может оказаться началом фатальных цепочек. Роль науки — в обеспечении устойчивого развития в условиях глобальной сильносвязности неизмеримо возрастает. В новой ситуации, когда “все влияет на все и все зависит от всего”, можно рассчитывать только на выверенные научные методы и модели многофакторного структурирования, управления и развития. Лишь на их основе можно добиваться контроля над ситуацией и обеспечивать балансировку и устойчивость дальнейшего развития.
Это новейшая фундаментальная проблема для мировой науки, пока не имеющая решений. Она требует новых уровней конвергенции высочайшего профессионализма ученых многих сфер знания. Объединяя и культивируя жизненно важные направления исследований, РАН имеет для этого уникальные стартовые позиции. Не просчитанные скоропалительные “реформы” не должны сломать нашей стране ее будущее.
Двадцатилетие отсутствия больших интеграционных проектов ослабило РАН, но ее сохранившийся потенциал — залог успешного развития России в ближайшие десятилетия. Полноценное обновление РАН может произойти только в ходе выполнения больших проектов, требующих регулярных, научно обоснованных методов междисциплинарной интеграции и опережающего мировой уровень компьютерно-сетевого инструментария. И первые осязаемые шаги в становлении этого направления необходимо сделать в течение ближайших лет.
Вполне вероятно, что полномасштабное решение (при активном участии РАН) внутренних проблем переустройства нашей страны под требования XXI века создаст прецедент регулируемого перехода мировой социосистемы к новому технологическому укладу, который позволит минимизировать издержки перехода от текущего технологического уклада к новому. История показывает, что прежде такие переходы характеризовались перераспределением власти и собственности, которое может сопровождаться революциями и войнами.
В данных предложениях учтены результаты исследований, направленных на формирование в глобальных сетях единого алгоритмического пространства распределенных вычислений и сетецентрического управления. Оно может составить основу для самоорганизующихся профессиональных социальных сетей конвергенции науки, бизнеса и государственных структур управления, а также создать предпосылки для полномасштабной (и с минимальными издержками) реализации глобально распределенных систем управления устойчивым развитием сильносвязных систем посредством выверенных кибернетических моделей.
Единое алгоритмическое пространство с опорой на практически неограниченный вычислительный потенциал позволит вовлечь в процессы возрождения страны все конструктивные силы и станет универсальной инструментальной средой междисциплинарной интеграции и межвидовой конвергенции, без чего невозможно полномасштабное решение новейших задач устойчивого функционирования и развития всего разнообразия систем в условиях глобальной сильносвязности.
Приведенные аргументы дают возможность сделать вывод о том, что закон о реформе РАН в его нынешнем виде не отражает стратегически содержательных целей реформирования РАН, направленных на решение задач развития страны, сформулированных Президентом РФ. Предложения по коррекции основных положений законопроекта должны восполнить недопустимые пробелы и определить ключевые требования и мероприятия по реформированию РАН, направленные на концентрацию ее интеллектуального и организационного потенциала, а также иных ресурсов в целях научно-технического обеспечения процессов системно сбалансированного решения важнейших общенациональных задач.

Юрий ЗАТУЛИВЕТЕР,
к.т.н., в.н.с. Института
проблем управления РАН
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев