Поиск - новости науки и техники

Пойдет на пользу? Результативность науки поднимают грантами и льготами.

На Украине, по данным ЮНЕСКО, общий уровень финансирования научной и научно-технической деятельности в расчете на одного научного работника примерно в 6 раз ниже, чем в США и Германии, в 5 раз – чем в Японии, и в 1,3 раза – чем в России. Недостаточный объем бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности делает невозможным реализацию государственных целевых научных и научно-технических программ. Наукоемкость валового внутреннего продукта в течение 2000-2011 годов снизилась с 1,16 до 0,73%.
В связи с этим украинский кабинет министров недавно утвердил план мероприятий по реализации Концепции реформирования системы финансирования и управления научной и научно-технической деятельностью на период до 2017 года. Глава Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации академик НАН Украины Владимир Семиноженко заявил, что эта инициатива направлена, прежде всего, на создание условий для повышения эффективности использования государственных средств в сфере научной и научно-технической деятельности, а также для привлечения туда средств частного бизнеса.
– Владимир Петрович, этот план предусматривает введение на конкурсной основе государственной грантовой поддержки прикладных научных исследований, научно-технических разработок и создание высокотехнологичной продукции. Чем такая поддержка будет отличаться от существующих форм целевого финансирования перспективных научных направлений?
– Сегодня законодательно определено наличие лишь одного фонда, который имеет право осуществлять финансовую поддержку научных исследований за счет средств госбюджета, – это Государственный фонд фундаментальных исследований. План же предусматривает создать также Фонд технологического развития, внеся соответствующие изменения в закон Украины “О научной и научно-технической деятельности”. Он будет предоставлять гранты на конкурсной основе.
– Планируется еще одно новшество – участие бюджетных учреждений, как научных, так и вузов, в создании хозяйственных обществ. Каким образом будут формироваться уставные фонды таких обществ?
– Предполагается участие на долевой основе с инвестиционными партнерами. При этом долевое участие научных учреждений и вузов может быть реализовано исключительно за счет имущественных прав на интеллектуальную собственность, которые они имеют. Для реализации этой задачи также необходимо внести соответствующие изменения в упомянутый мною закон. Учредители или соучредители таких хозяйственных обществ будут иметь возможность получать доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ. Кроме того, в их распоряжение будет поступать часть прибыли (дивиденды) таких хозяйственных обществ. Эти средства будут направлены на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на обеспечение деятельности учреждений и вузов.
– Сообщается, что будет усовершенствовано и налоговое законодательство в научно-технической сфере…
– Да, запланировано освобождение от налога на добавленную стоимость операций по проведению научных исследований и выполнению научно-технических разработок за счет грантов международных организаций, в том числе ввоз на территорию Украины бесплатно предоставленного ими научного оборудования. Кроме того, планируется проработать вопрос о возможности освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость НИОКР, которые бюджетные научные учреждения и вузы будут выполнять на основе хозяйственных договоров с отечественными заказчиками. Мы надеемся, что это положение будет стимулировать частный бизнес. Для реализации этих планов необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Украины.
– Предусмотрены еще какие-то механизмы привлечения в эту сферу частного бизнеса?
– В нашей стране не развит сектор негосударственных неприбыльных учреждений, осуществляющих финансовую поддержку научной и научно-технической деятельности. В частности, почти не действуют специализированные негосударственные (корпоративные) фонды грантовой поддержки науки, которые достаточно широко распространены в развитых странах.
Для изменения ситуации предлагается создать такой инструмент поддержки в сфере науки, как специализированные негосударственные (корпоративные) фонды, учредителями которых станут частные компании. Участие в работе таких фондов принесет компаниям-создателям определенные репутационные дивиденды: расширит возможности для продвижения своего имиджа, повысит уровень бизнес-отдачи от их собственной социальной активности. Планируется законодательно определить источники формирования средств таких фондов, в частности, внести изменения в закон “О научной и научно-технической деятельности”. При этом также рассматривается вопрос о возможности предоставления ряда экономических стимулов хозяйствующим субъектам для формирования и наполнения финансовыми ресурсами таких фондов.
– План мероприятий преду-сматривает перспективное формирование государственного заказа новейших технологий на два бюджетных года вместо одного, как сейчас. Что это дает?
– Дело в том, что существующая ныне процедура формирования заказа чересчур продолжительна и неэффективна. Затраты времени на подготовку соответствующего постановления Кабмина, проведение процедур закупок товаров и услуг, а также на заключение и регистрацию договора с исполнителями работ нередко слишком велики – девять месяцев. Таким образом, непосредственно на исследования и разработки времени практически не остается.
Кроме того, в конце года, как правило, получить средства из государственного бюджета довольно сложно, поэтому иногда ставится под угрозу не только свое-временное выполнение работ, предусмотренных государственным заказом, но и выполнение их в принципе. Двухлетний срок даст возможность формировать госзаказ и, соответственно, выполнять его в реальные сроки и не отказываться от достойных, но более длительных проектов, идя на поводу у бюрократических процедур.
– Владимир Петрович, план мероприятий по реализации концепции реформирования рассчитан на несколько лет. Когда можно ждать первых результатов?
– Ожидать очень быстрой отдачи от принятия Концепции реформирования не приходится. Такова природа научно-технической сферы. Для разработки одной новой промышленной технологии или наукоемкого продукта требуется от двух до пяти лет даже при наличии серьезной фундаментальной базы научных результатов. Так, максимально благоприятный режим инновационной деятельности технопарков на Украине был введен в 2000 году, а отдачу экономика страны начала чувствовать только в 2004-м, когда существенно возросли объемы производства инновационной продукции. Потребуется несколько лет для того, чтобы увидеть положительные результаты. И то – только в том случае, если государство будет финансировать науку не на нынешнем уровне, а хотя бы в два-три раза больше. Без финансирования любые реформы останутся лишь благими пожеланиями и намерениями.

Валентина ГАТАШ

Нет комментариев

Загрузка...