Автографы рака

Создан каталог генетических мутаций 30 типов раковых клеток. Об этом сообщает Wellcome Trust Sanger Institute News Release.
Большая международная группа молекулярных генетиков под эгидой британского Института Сэнгера (Wellcome Trust Sanger Institute) опубликовала в журнале Nature новое исследование, описывающее мутации, связанные с процессами, которые имеют место при наиболее распространенных раковых заболеваниях. Ученые собрали данные по более чем 7000 раковых геномов с целью получения характерных мутационных профилей для 30 типов раков. Эта работа выявила по меньшей мере 20 мутационных показателей, или “автографов мутаций”, которые встречаются в опухолях в различных комбинациях в зависимости от возраста больного, типа рака, влияния мутагенов на ДНК в прошлом и прочего. Как отмечают авторы, различные мутационные особенности могут быть вызваны разными ошибками репликации ДНК, проблемами ее репарации, модификации, мутагенами, воздействию которых подвергалась ДНК, и для понимания взаимосвязи этих факторов с тем или иным раком необходимы новые исследования. Но продолжение работ по проникновению в природу мутационного процесса невозможно без каталогизации раковых мутаций, которая ведется крупными командами во всем мире.
В Институте Сэнгера под руководством Майкла Страттона (Michael Stratton) для анализа раковых геномов использовался тот же вычислительный метод, что ранее позволил этой группе ученых выявить мутационные признаки, характерные для рака молочной железы. Алгоритм применили к данным о кодирующих последовательностях, полученным для  6535 образцов раковых опухолей, и 507 полногеномных последовательностях больных раком. В результате для 30 типов раковых опухолей были идентифицированы почти пять миллионов происходящих в ДНК нуклеотидных замен, небольших вставок (инсерций) и выпадений (делеций). 21 из этого огромного количества генетических изменений оказалось раковым мутационным автографом. Комбинации мутационных признаков варьировали в зависимости от типа рака и уже перечисленных факторов, таких как воздействие мутагенов и возраст. Однако два типа мутационных автографов оказались общими для большинства типов рака. Так, активация гена, кодирующего один из ферментов врожденного иммунитета (цитидин-дезаминазу семейства APOBEC), наблюдаемая у половины всех изученных раков, оказалась связана с двумя мутациями и катаэгисом. (Авторы назвали так явление гипермутации, описывающее лавино­образные изменения в небольшом участке генома). Множество сайтов катаэгиса авторы установили при изучении геномов рака яичников, легких и гематологических раков, тогда как для других раков таких участков почти нет. Поскольку большинство изученных раков имеют два и более мутационных автографа, можно утверждать, что развитие раковых заболеваний связано с взаимодействием не одного, но нескольких биологических процессов.