Гигант дна

Открыт самый большой в мире вулкан. Он находится на дне океана и занимает площадь, сопоставимую с территорией Британских островов. С подробностями — National Geographic News.
Подводный вулкан находится в Тихом океане в 1600 километрах восточнее Японских островов, он получил название массива Таму, по аббревиатуре университета Texas A&M University (авторы открытия из Техаса). “То, что мы обнаружили, не соответствовало нашим ожиданиям, потому что мы увидели, что исследуемое образование является одним огромным вулканом”, — говорит в комментарии для National Geographic News руководитель исследования Уильям Сэгер (William Sager) из Университета Хьюстона (University of Houston). Статья о массиве Таму опубликована в журнале Nature Geoscience. Новоявленный вулкан, по словам ученых, “попадает в ту же лигу, что и марсианский Олимпус Монс”, который считается крупнейшим вулканом в Солнечной системе. Массив Таму представляет собой купол с диаметром основания от 450 до 650 километров, занимающий, таким образом, площадь около 260 тысяч квадратных километров. Вершина этого вулкана находится под поверхностью океана на глубине двух километров, основание — более чем на шестикилометровой глубине. Массив Таму затмевает крупнейший активный вулкан на Земле Мауна Лоа на Гавайях, который занимает площадь в 5200 квадратных километров. Основная порода массива Таму — базальт. Этот вулкан является старейшим и обширнейшим единым образованием в составе океанического плато в северо-западной части Тихого океана, которое называется “поднятие Шацкого”. По общей площади поднятие размером с Японские острова или Калифорнию.
Прежде ученые считали, что гигантское поднятие Шацкого образовалось как комплекс нескольких совместно растущих вулканов, подобно тому как большой остров Гавайи получился из пяти отдельных вулканов, возникших в непосредственной близости друг от друга. Но проанализировав сейсмические данные массива Таму, геологи столкнулись с неожиданными результатами. “Мы увидели, что следы потоков лавы расходятся из центра вулкана во всех направлениях, без какого-либо очевидного значительного вторичного источника вулканизма, и это было сюрпризом”, — говорит Сэгер. Геохимический анализ коровых образцов массива показал, что вся его огромная структура состоит из одной и той же породы одного возраста. Таким образом, ученые пришли к выводу, что массив Таму сформирован одним вулканом и, вероятно, за относительно короткий период, за несколько миллионов лет. Вулкан потух вскоре после образования, по-видимому, в конце юрского или в начале мелового периода — около 145 миллионов лет назад. Как отмечают авторы, хотя массив Таму в настоящее время и представляется самым большим одиночным вулканом на Земле, существуют более крупные вулканические комплексы, такие как Сибирские Траппы, которые образовала расплавленная порода из различных источников, и они таят много загадок.