За пылью небес

С космодрома “Уоллопс” в Виргинии НАСА запущен зонд для изучения атмосферы Луны. С подробностями — BBC News.
Как известно из школьных учебников, у Луны атмосфера отсутствует. На самом деле газовая оболочка у единственного природного спутника Земли есть, но очень разреженная. Такая атмосфера называется экзосферой. “Расстояние между отдельными молекулами в ней таково, что они не взаимодействуют друг с другом, никогда не соударяются”, — пояснила в интервью BBC News научная сотрудница программы нового лунного зонда Сара Нобл (Sarah Noble). Интерес ученых к процессам, протекающим в этих разреженных средах, продиктован тем, что экзосфера, как выяснилось, самый распространенный тип атмосферы в Солнечной системе. Похожими свойствами обладает атмосфера Меркурия, многих спутников гигантских планет, и, как говорят ученые, возможно, даже у отдельных крупных астероидов есть экзосфера. Зонд LADEE (аббревиатура от английского Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer) — исследователь лунной атмосферы и пылевой среды, то есть кроме тончайшего атмосферного слоя он будет также изучать слои пыли, которые временами по неизвестной причине зависают высоко над лунной поверхностью. По одной из гипотез, дымку над лунным горизонтом перед самым восходом Солнца создают электрически заряженные частицы пыли, поднятые с поверхности ультрафиолетовым излучением светила. LADEE попытается проверить эту гипотезу с помощью дистанционных сенсоров. Знания о свойствах лунной пыли будут полезны инженерам, разрабатывающим технологии для новых пилотируемых полетов на Марс и в другие места, где пыль может создать проблемы, например на астероиды. Частицы пыли представляют собой мельчайшие осколки породы, образовавшиеся за миллионы лет в результате ударов метеоритов.
Кроме изучения разреженной лунной атмосферы и пыли LADEE испытает новую лазерную систему связи, которой Американское аэрокосмическое агентство собирается оснастить все будущие межпланетные экспедиции. Плотность передачи данных с помощью лазера намного выше, чем с помощью обычной радиосвязи. Инженеры надеются, что терминал аппарата сможет принимать данные со скоростью до 600 мегабит в секунду. На Земле будет задействован ряд приемных станций, в частности наземная оптическая станция Европейского космического агентства (ESA) на Тенерифе.
LADEE выведен на орбиту ракетой-носителем “Минотавр V”. Движение зонда к Луне по спиральной траектории зай­мет около месяца. Еще месяц уйдет на подготовку корабля к снижению, он приблизится к лунной поверхности на расстояние 20 км, а затем начнется 100-дневная фаза сбора научных данных. В завершение миссии аппарат упадет на лунную поверхность. Стоимость автоматической экспедиции LADEE — 280 миллионов долларов.