Поиск - новости науки и техники

Познают в сравнении. Новый учебник заставит школьников сопоставлять исторические факты.

Курс истории – базис, определяющий уровень гуманитарного образования. Именно поэтому новый историко-культурный стандарт вызывает такое активное обсуждение как среди самих историков, так и среди поклонников этой науки. Как оказалось, больше всего нареканий и споров у ученых вызвала новейшая история России XX века. Предварительные результаты дискуссии в профессиональном сообществе были обнародованы в начале сентября.
Напомним, что сам стандарт был утвержден Рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и опубликован 1 июня 2013 года в Интернете на сайтах Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества и еще ряда организаций. Немного позже, 28 августа, в Институте всеобщей истории РАН было проведено экспертное совещание с авторами уже существующих школьных учебников по истории России. Оно открыло новый цикл работы над проектом стандарта, в рамках которого запланировано проведение серии очных обсуждений.
– Сотни людей вовлечены в написание учебника. Мы получили очень много откликов от учителей, общественных организаций. Я был удивлен, что обсуждение получилось настолько громким. Уверен, что утвержденный стандарт еще будут адаптировать к потребностям современной школы. Учебник, который мы готовим, носит добротный характер. Профессиональная дискуссия со специалистами по XX веку показала, что основная база предложений уже есть и выработаны механизмы для достижения консенсуса, – рассказал директор Института российской истории РАН Юрий Петров.
Интересное предложение прозвучало от профессора кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений Михаила Мягкова. Он предложил в дополнение к основному учебнику издать военно-историческое пособие для ребят, интересующихся организацией российских военных сил.
– Россия и те огромные жертвы, которые понес наш народ в Великую Отечественную войну, требуют самого пристального внимания, – отметил Михаил Мягков.
Несмотря на многочисленные обсуждения, целый ряд проблем еще не решен. Например, специалистам предстоит разработать модели преподавания истории, в том числе и региональной.
– В целом, учебник не будет субъективистским. Сегодня среди школьников очень много невежд, их знания по истории чудовищны. Проблема усугубляется Интернетом, где порой слишком поверхностно освещают ту или иную проблему. Новая книга должна заставить школьников сопоставлять факты. Нынешняя молодежь просто другая, к ней еще не нашли подхода. Молодые люди прагматичны, и если они знают, что в будущем им история не понадобится, то учить ее они не будут, – заметил председатель экспертной комиссии Российского совета олимпиад школьников по истории, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
В связи с этим необходимо ответить на еще один вопрос: по какой системе будут преподавать историю в школе? Сейчас ребята учатся по так называемой концентрической системе: то есть изучают всю историю до девятого класса, а в старших повторяют то же самое, но в углубленном варианте. Минобрнауки РФ готово вернуть в школы линейную систему, чтобы учащиеся не проходили одно и то же по два раза. Тем более что в старших классах молодые люди уже совсем взрослые, а значит, они готовы к более серьезной работе, анализу и т.д. Александр Чубарьян предложил сделать курс проблемным, сравнительно-историческим, обсуждать такие темы, как “Модернизация в России и в мире”, “Освободительное движение в России и в мире” и так далее.
Из всего вышесказанного становится ясно, что работы специалистам предстоит еще много. Профессиональное обсуждение продолжится весь сентябрь-октябрь в Москве и регионах, где пройдет серия круглых столов, посвященных наиболее сложным и дискуссионным вопросам истории России.
Напомним, что разработать единую концепцию курса истории нашей страны в школах и избавить учебники от двойных толкований Президент РФ Владимир Путин поручил правительству к декабрю. Так что ученым стоит поспешить, ведь у них осталось чуть больше двух месяцев, чтобы прийти к соглашению.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев