Кадровый вопрос: Призыв к креативным.

Университеты и крупные компании, кажется, уже осознали, что готовить специалистов по инновациям друг без друга у них не получится. Недавно в одной из башен Москва-сити Ассоциация менеджеров, Некоммерческое партнерство “Совет глав ассоциаций и лидеров инновационного бизнеса” и Некоммерческое партнерство “Клуб директоров по науке и инновациям” (iR&Dclub) провели круглый стол на тему “Корпорации и университеты. Лучшие практики взаимодействия в сфере подготовки специалистов по инновациям и R&D”.
IR&Dclub — это профессиональное сообщество менеджеров крупнейших отечественных корпораций и российских подразделений иностранных компаний, ответственных за развитие исследований и разработок. И кому, как не им, знать, какой специалист нужен бизнесу и какие практики должен пройти студент!
Самое активное участие в дискуссии приняли и представители университетов. Претензий у работодателей и вузов друг к другу остается еще очень много. Первые жалуются на то, что образовательные учреждения не способны удовлетворить их запросы по подготовке кадров, вторые говорят о том, что их разработки никому не нужны. По словам представителей большого бизнеса, специалистам принципиально не хватает хорошего знания иностранных языков, умения работать в команде, да и в целом мало хороших программ по обучению инновационному менеджменту.
Но к консенсусу прийти все-таки удается, и удачных примеров становится все больше. Некоторые из них участники представили на круглом столе.
Начальник отдела по научному взаимодействию департамента управления инновациями ОАО “Ростелеком” Юрий Милицин рассказал об инновационной системе подготовки, разработанной специалистами организации совместно с университетами:
— Мы строим абсолютно новую форму обучения молодых людей. В вузах осталось мало “адекватных” специалистов, владеющих на высоком уровне материалом, то есть читающих лекции по новым технологиям, а не по устаревшим. И важно, чтобы преподаватели сами участвовали в процессе разработки новых продуктов. Дефицит педагогов действительно принципиальный, а объем знаний у студента должен быть очень большим. И первая проблема, с которой мы столкнулись, — как сфокусировать на студенте огромный поток информации. Мы начали использовать систему дистанционного обучения. Вторая проблема — как обеспечить студентам практическую подготовку, ведь все оборудование, которое есть в университетах, — это вчерашний день. Чтобы изменить ситуацию, мы реализуем систему распределенной лаборатории. С помощью спонсоров нам удается получить некоторые новые образцы оборудования. Но так как они через два-три года устаревают, было решено объединить ресурсы университетов в единую сеть и обеспечить удаленный доступ к любому оборудованию, находящемуся в вузах-партнерах. Сейчас между собой у нас связано пять вузов (­МТУСИ, МФТИ, СибГУТИ, ПГУТИ и СПбГУТ). В каждом из них есть дистанционное обучение, специализированные учебные классы и лабораторное оборудование. Работа строится так, что из любого класса можно получить доступ в любую лабораторию. Мало кто в мире реализовал задачи в таком виде, так что это абсолютно инновационная разработка. Завершающая стадия — система управления знаниями. Она уже сформирована: за основу взята готовая система вебтьютор. То есть студенты, долго работающие над каким-либо проектом, готовы поддержать любого заинтересовавшегося этой темой и предоставить ему максимум информации. Сейчас подобная система разрабатывается для сферы здравоохранения. Но на этом мы не остановимся. Дальше у нас в планах вырастить из базовых кафедр, являющихся разрозненными подразделениями, сетевую академию, в которой можно было бы кроме образования получать профессиональную сертификацию. Это именно то, что нам очень нужно. Мы надеемся отработать эту модель и сделать ее доступной и другим отраслям.
Проректор по стратегическому развитию Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) Николай Тойвонен также привел интересный пример удачной коллаборации университета с бизнесом:
— Мы на базе Северо-Западного центра трансфера технологий РОСНАНО отрабатываем технологию взаимодействия вуза с роснановскими структурами. В России нет нормальных технологий, помогающих выводить стартапы на рынки, поэтому мы сейчас занимаемся сразу целым циклом работ. Отличный пример — сотрудничество с Республикой Мордовия, где мы создаем инжиниринговый центр. Строим бизнес-инкубаторы, с тем чтобы потом университет “поставлял” на предприятие идеи. Речь идет о создании в республике высокотехнологичного производства на базе волоконной оптики. Это, в первую очередь, развитие бизнеса, в том числе и малого, в интересах корпораций. Решается сразу несколько задач социального, финансового и прочих планов, формируется технология, генерирующая другие инжиниринговые центры, стартапы. В будущем это станет отличной возможностью для студентов и креативных людей реализовывать себя в регионе. Разрабатываемые нами технологии могут быть использованы для работы как на гражданских объектах (например, на РЖД), так и на космических и других. Нашими партнерами выступают Минпромторг РФ, Республика Мордовия и Мордовский государственный университет. Автономные учреждения, частные структуры также с нами в коллаборации. У нас есть даже зарубежный партнер с годовым доходом в 2 млрд евро. Особо отмечу, что мы не хотим заменить регионального игрока, а просто формируем почву для бизнеса, чтобы предприятие и дальше получало устойчивое финансирование, но уже без участия ИТМО. То есть сейчас мы разрабатываем изделие, приспосабливаем его, опираясь на западные технологии, предоставленные нам зарубежной компанией, и обеспечиваем кадровую поддержку: помогаем подготовить студентов из Мордовского госуниверситета. На данный момент ИТМО, входя в регион и помогая создать там устойчивую функционирующую систему, берет НИОКР на себя, а уже когда технологическое решение получено, оно отправляется к мордовским коллегам, и они сами создают на его базе стартап. Подобные проекты запланированы еще в Самаре, Красноярском крае и Вологде.
Инновационный менеджмент — то направление, на котором строится современная экономика. Без него Россия не сможет “ломать рынки” и производить конкурентоспособные продукты. Поэтому неудивительно, что отечественные бизнесмены все больше заботятся о взращивании новых, креативных и уверенных в себе инноваторов. Да и университеты, кажется, готовы идти им навстречу. А вместе они смогут горы свернуть.

Чернова Татьяна

Нет комментариев