Царское это дело. Российским географам не привыкать к вниманию власти.

“Поиск” уже писал (№52, 2010) о счастливых переменах в жизни Русского географического общества (РГО). Всего за год с небольшим оно буквально преобразилось. Значительно раздвинулись границы деятельности общества, едва ли не впервые за последние десятилетия оно смогло выделить гранты, а принадлежавший РГО большой особняк в Петербурге, не знавший ремонтов чуть ли не со времен Октябрьской революции, сегодня предстает во всей красе.
Как это произошло, какие силы придали мощное поступательное движение обществу, а главное, чего теперь ждать широкой общественности от обновленного РГО? Ответить на эти вопросы попросили непосредственного участника поворотных событий, почетного президента РГО, академика Владимира Котлякова, директора Института географии РАН. В обществе Владимир Михайлович состоит ни много ни мало 55 лет и блестяще знает его историю.
Первые географические общества появились в Лондоне, Берлине, Париже, а затем и в Мехико. То были не узкоспециальные научные организации. География — не просто наука, она пробуждает интерес к своей стране, соседям, ко всему миру — это важная сфера жизни народа. Приблизительно так рассуждали и инициаторы создания общества в России, люди известные и уважаемые: видные ученые, путешественники, флотоводцы, общественные деятели… Среди них — автор знаменитого Толкового словаря Владимир Даль. Он и написал записку, в которой были изложены идеи организации общества. Пройдя по инстанциям, она оказалась у Николая I. Царь прочитал, добавил к названию общества веское определение “императорское”, тем самым кардинально изменив его статус, и одним словом утвердил: “повелеваю”. Так в 1845 году было образовано Русское географическое общество.
По уставу, во главе РГО должен был стоять царь или члены императорской фамилии. Николай не счел возможным для себя занять этот пост (мол, не царское это дело), а возглавил общество его брат Константин, человек известный и уважаемый. А раз РГО в столице империи, то и руководить им могли только петербуржцы — такая сложилась традиция. Штаб-квартира была в Петербурге, а филиалы практически сразу же открылись в Вильно, Киеве, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Иркутске, Хабаровске. Средства императорскому (считай, государственному) обществу выделялись немалые. Известные экспедиции, организованные РГО и внесшие огромный вклад в исследование страны и мира, направлялись в Центральную и Среднюю Азию (Пржевальский, Семенов-Тяньшанский), в Арктику (Шокальский), на острова Тихого океана (Миклухо-Маклай).
В советское время положение РГО, естественно, изменилось. Но, потеряв венценосных покровителей, высокий свой статус оно сохранило. Общество меняло названия и принадлежность и, как многие другие организации, представляющие отдельные области знания, перешло в ведение Академии наук. Но было самым крупным: в нем состояло около 30 тысяч человек. По традиции, штаб-квартира оставалась в Петербурге, и лишь после войны в Москве был образован филиал РГО. Возглавил его прославленный полярник И.Папанин. В 1980 году вице-президентом РГО был избран В.Котляков. Но когда его кандидатуру предложили на пост президента (1995 г.), Питер буквально встал на дыбы: традиции незыблемы, никому не дозволено их нарушать! Однако президентом он все-таки стал, правда, почетным. В истории общества уже были прецеденты, когда особо заслуженные его члены удостаивались этого звания. Его в свое время присваивали академикам В.Обручеву, В.Комарову и члену-корреспонденту Ю.Шокальскому. С 2000 года В.Кот-ляков — почетный президент РГО.
— И при советской власти общество продолжало активную деятельность, — рассказывает Владимир Михайлович, — хотя бюджет его был достаточно скромным, поскольку средства выделялись Академией наук. Совсем тяжко нам стало в перестроечные годы, когда вступил в силу Закон об общественных организациях, не допускающий подчинения общества РАН, хотя авторитет РГО в мире оставался незыблемым. Однако в нынешних условиях, пришли к выводу наши властные структуры, он практически не работает на имидж страны. А его, имидж, неплохо было бы поднять, для чего в РГО следует вдохнуть жизнь. Идея эта принадлежала главе МЧС С.Шойгу. В обращении на имя премьер-министра он писал, что в реальной жизни география используется чрезвычайно мало, а огромная наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных географах. К тому же несколько потускнел авторитет этой области науки, и в результате наша общественность плохо представляет истинные масштабы страны, населенной десятками народов.
Я видел это письмо и резолюцию В.Путина: “Идея хорошая”. И “машина” моментально закрутилась. То был май 2009 года, а в ноябре того же года состоялся внеочередной съезд РГО. Тогдашний президент общества адмирал А.Комарицын добровольно ушел со своего поста, чтобы освободить место новому — по праву им стал инициатор обновления РГО глава МЧС С.Шойгу. Хотелось бы обойтись без громких слов, но, безусловно, в 165-летней истории Российского географического общества началась новая эра.
— И какие задачи оно теперь ставит?
— РГО стали тесны прежние рамки, настало время расширить сферу его интересов. Сегодня невозможно ограничить нашу деятельность одной лишь географией, не занимаясь экологией, охраной редких животных, развитием туризма, необходимо позаботиться о всей природной среде страны. Нашим региональным отделениям, а их, между прочим, уже 77, нужны новые объемные планы работ, значит, надо привлекать различных специалистов, и желательно молодых. Ведь за последние десятилетия молодежь заметно охладела к нашей науке. В 50-60-е годы прошлого века при РГО действовали молодежные клубы и объединения. Однако в годы перестройки и кризиса они перестали существовать. Новые задачи требуют и технического перевооружения РГО, прежде всего компьютерами.
Но где взять средства для выполнения всех этих планов? Ведь РГО — общественная организация и не финансируется из бюджета. Выход, по моему мнению, был один — создать Попечительский совет. Я подписал письмо В.Путину с просьбой возглавить его, и он согласился. В результате сегодня в Попечительском совете РГО состоят главы едва ли не всех крупных компаний страны. На одном из его заседаний впервые в жизни, что называется, в живую я увидел чуть ли не всех наших олигархов. В первую очередь средства пошли на создание грантовой системы РГО. Собрать удалось 50 миллионов рублей, на что глава совета отозвался так: “…Это слезы, а не деньги”.
— На какие цели были выделены гранты?
— Всего в прошлом году их было 15, и предназначались они в основном нашим региональным отделениям. Например, Оренбургскому — одному из старейших в РГО. Оно организовало экспедицию для исследования пограничной территории между Европой и Азией. Вологодские коллеги снарядят экспедицию, чтобы определить, в каком состоянии находится система петровских каналов, соединяющих Белое и Балтийское моря. Гранты пошли также на издание книг и буклетов, поддержку географических олимпиад. Планируется организовать изучение Байкала и привлечь общественность к обсуждению его состояния. Получил грант и Институт географии. Я предложил составить и издать Атлас истории географических открытий в нашей стране и мире, сделанных оте­чественными исследователями, путешественниками, мореплавателями, который содержал бы оценку их вклада.
С президентом РГО С.Шойгу мы договорились, что поиск средств для поддержания грантовой системы — дело Попечительского совета, а рассмотрение заявок возьмет на себя РГО. С этой целью создан экспертный совет во главе с вице-президентом РГО, деканом географического факультета МГУ, академиком Н.Касимовым.
— Какие темы, по вашему мнению, сейчас наиболее актуальны?
— Я выделил бы несколько направлений. Огромное значение сегодня имеет Арктика. Не только в плане политическом и экономическом, но и для развития наших северных территорий. В последние десятилетия социальная обстановка здесь ухудшается, северяне стремятся переселиться в другие регионы. Однако потепление климата, открытие крупнейших месторождений углеводородов создают благоприятные перспективы, возможность открытия новых рабочих мест. Чтобы привлечь внимание наших соседей (а их очень много) к состоянию и дальнейшему освоению Арктики, вместе с РИА Новости РГО начало проводить ежегодные международные форумы. Первый прошел в 2010-м в Москве, следующий состоится в сентябре этого года в Архангельске.
Считаю, что едва ли не главная наша задача — заявить о себе как о независимой, межведомственной общественной организации, готовой взять на себя предварительную экспертизу проектов, касающихся охраны окружающей среды, скажем, при прокладке трубопроводов и крупных магистралей, возведении промышленных комплексов. И здесь нам не обойтись без грантов. РГО может взять на себя издание географической литературы, помочь развитию туризма, превращению его в отрасль, обладающую разветвленной инфраструктурой и дающую немалую прибыль. Экономика многих стран мира зависит от прекрасно работающей туристической индустрии. Россия в этой области обладает неисчерпаемыми возможностями, но, как это ни обидно, практически их не использует. РГО могло бы рекомендовать наиболее перспективные территории, посоветовать, что нужно сделать для их обустройства.
Гранты пойдут и на организацию олимпиад, летних школ, экспедиций для школьников и студентов. По-моему, это лучший способ пробудить у молодежи интерес к географии, изучению собственной страны, любовь к ней. Этой цели послужат и специальные телефильмы, отснятые во время экспедиций в заповедные места. На мой взгляд, эта деятельность чрезвычайно важна для поиска национальной идеи. Можно ли ее выработать, не представляя масштабов и природных особенностей собственной страны?
Как видите, сфера приложения грантов чрезвычайно обширна, надо лишь отладить систему их распределения, чтобы они приносили максимальную пользу стране. Главное, что теперь все эти планы вполне осуществимы. Для этого, как оказалось, и нужно не так уж и много. Скажем, в регионах, где действуют отделения РГО, создаются попечительские советы, которые предложено возглавить губернаторам. Учитывая пример главы правительства, думаю, проблем с этим не будет. Ведь хватило одного слова премьера, чтобы решилась судьба принадлежащего РГО большого особняка, построенного в центре Петербурга на пожертвования граждан России (в том числе и царя) в 1909 году. Здание было в плачевном состоянии, на что В.Путин обратил внимание лиц, сопровождавших его при осмотре дома. Этого было достаточно: меньше чем за год особняк капитально отремонтировали. (В нем, в частности, хранится огромный и чрезвычайно интересный архив русских путешественников). Ситуация вокруг РГО поменялась в корне, и мы с оптимизмом смотрим в будущее. Когда авторитет географии возрастет, в наш институт придет больше молодежи.

Юрий Дризе

Нет комментариев