Что в капле?

Первый анализ марсианского грунта, проведенный аппаратом Curiosity, показал наличие в нем воды. С подробностями — Space.com.
Все сообщения об этом открытии начинаются со слов о том, что будущие исследователи-”марсиане” не должны испытывать дефицита воды, поскольку необходимое для их жизнеобеспечения ее количество содержится на поверхности Красной планеты. Марсоход Curiosity обнаружил воду в количестве двух весовых процентов. “Для меня это огромный успех”, — призналась изданию Space.com Лори Лешин (Laurie Leshin) из Политехнического института Ренселера (Rensselaer Polytechnic Institute), она ведущий автор одной из публикаций о последних достижениях Curiosity в журнале Science (27 September, 2013), всего же этих публикаций пять. Самое примечательное, по словам исследовательницы, то, что вода в марсианском грунте должна быть повсюду (ранее с достаточной определенностью предполагалось ее наличие в полярных шапках планеты). Curiosity достиг дна огромного марсианского кратера Гейла в августе 2012 года. Используя установленный на его борту анализатор (Sample Analysis at Mars, SAM), аппарат нагрел образец грунта до температуры 835 градусов Цельсия и начал идентифицировать испаряемые вследствие этого газы. Так были обнаружены значительные количества углекислого газа, кислород, серные соединения и вода. Кроме того, было установлено, что грунтовая вода на Марсе богата дейтерием, “тяжелым” изотопом водорода. Как отмечает доктор Лешин, в тонкой марсианской атмосфере соотношение дейтерия с обычным водородом точно такое же. Ученые предполагают, что вода в образцах грунта имеет атмосферное происхождение.
Что касается обнаруженных сейчас органических, то есть содержащих углерод, соединений, то они к жизни на Марсе отношения не имеют — это хлорированная органика. По словам авторов, такие соединения могли образоваться при взаимодействии органики, попавшей с Земли, с атомами хлора, высвободившимися из перхлоратов, которые были обнаружены в полярных регионах планеты еще в 2008 году. Но Curiosity нашел признаки этих соединений также вблизи экватора. Повсеместная распространенность токсичных перхлоратов, по словам Лори Лешин, представляет собой проблему, которую следует учитывать при планировании миссий с высадкой человека на Марсе. Четыре другие статьи, опубликованные сейчас в Science, сообщают о четких сигналах присутствия в грунте на всем пути следования марсохода водорода, что подкрепляет данные анализатора SAM, предполагая повсеместное наличие воды на планете.
Другие публикации этого номера Science касаются детального анализа вулканических марсианских пород, в частности пирамидального камня под названием Джейк Матиевич (Jake Matijevic), названного так в память об одном из исследователей в миссии Curiosity. Этот камень очень похож на земные вулканические образования, и, как отмечает геолог Джон Гротцингер (John Grotzinger) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology), это указывает “на эволюцию Марса, его большую, чем предполагалось, дифференцированность”. Автор одной из пяти новых публикаций о Марсе, астробиолог Майкл Эйсен (Michael Eisen) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley), поместил свою статью, в обход правил журнала Science, в открытом доступе в собственном блоге, объяснив этот шаг тем, что исследования выполняются на средства налогоплательщиков, а результаты их настолько значимы, что не должны быть сокрыты платным доступом, сообщает ScienceInsider.