Кадровый вопрос: А рынок не ждет.

Пока только 10% учреждений профобразования модернизированы в ходе нацпроекта “Образование”. Вопросы подготовки современных высококвалифицированных рабочих стали одной из главных тем заседания Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

— В советский период, надо признаться, была неплохая для своей эпохи развитая система начального и среднего профессионального образования, — заметил глава Правительства России Дмитрий Медведев, открывая заседание. — Но потом она остановилась в развитии, деградировала, а требования к рабочим местам с каждым годом становятся все выше и выше…
Несмотря на ряд успехов, достигнутых в ходе реализации нацпроекта “Образование” и ФЦП развития образования на 2011-2015 годы, дефицит рабочих кадров, столь необходимых для укрепления отечественной экономики, все еще не уменьшается. Практический опыт и реальные знания производства у выпускников ссузов пока оставляют желать лучшего, учет реальных потребностей рынка при подготовке в колледжах и техникумах отсутствует.
— Важнейшей задачей остается приведение содержания, форм и технологий подготовки рабочих кадров в соответствие с запросами рынка труда. Крайне важно, чтобы власти, в том числе региональные, находились в прямом контакте с представителями бизнеса по этому поводу. Необходимо активнее привлекать работодателей к развитию государственно-частного партнерства, — добавил глава Правительства России.
О мерах, уже принятых для приведения содержания, форм и технологий подготовки специалистов среднего звена в соответствие с запросами рынка труда, участникам совещания доложил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. По его словам, в России сегодня действуют около 4,4 тысячи образовательных организаций НПО/СПО, выпускающих из своих стен примерно миллион человек в год при объеме затрат различных уровней бюджетной системы — около 200 млрд рублей. При этом, по оценкам министерства, сами предприятия ежегодно тратят на обучение и переобучение персонала около 100 млрд рублей. На 2015 год прогноз в специалистах рабочих профессий — почти 2 миллиона человек.
Дмитрий Ливанов назвал несколько основных результатов реализации Приоритетного национального проекта “Образование”. Первый: господдержку получили 32 лучшие региональные комплексные программы развития профессионального образования по 10 приоритетным отраслям экономики. Системным эффектом этих усилий стали разработка и внедрение во всех регионах России региональных программ развития системы профобразования. Второй важный результат — сформированы новые элементы образовательной инфраструктуры для подготовки рабочих кадров и специалистов, которые стали точками роста в региональных системах профобразования. Создано 400 ресурсных центров, а также 12 межрегиональных отраслевых ресурсных центров, которые объединяют 333 техникума и колледжа почти из 70 регионов России.
В ходе реализации нацпроекта “Образование” было модернизировано около 10% учреждений НПО/СПО, все они “приведены в соответствие с современными запросами рынка труда”. Цифра, конечно, невелика, а потому предстоит еще много работать, признался министр.
Другим важным результатом исполнения нацпроекта стало привлечение значительных инвестиций в развитие системы профобразования. “В качестве одного из условий поддержки из федерального бюджета мы использовали наличие существенного софинансирования со стороны региона и со стороны предприятия”, — пояснил Дмитрий Ливанов.
За шесть лет объемы господдержки составили 11,6 млрд рублей, а софинансирование со стороны региональных бюджетов и работодателей — 20,5 млрд рублей: то есть на каждый вложенный из федерального бюджета рубль пришлось почти
2 рубля софинансирования.
В соответствии с принятыми в каждом регионе в ходе нацпроекта дорожными картами была повышена зарплата работников системы начального и среднего профессионального образования. К 2018 году (а может, надеется министр, и раньше) средний уровень их зарплат должен достичь среднего показателя по соответствующему региону. Показатель этого года — 75% от среднемесячной зарплаты в соответствующем регионе — выполнен.
Вступивший недавно в действие ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” создает привлекательные условия для развития системы профобразования: установлена новая структура подготовки рабочих кадров по программам среднего профобразования и профобучения, предоставлена возможность обу­чения на предприятиях путем создания структурных подразделений образовательных организаций, закреплены возможности для сетевого обучения. Все это обеспечивает реализацию так называемой “дуальной модели профессионального обучения”. Закреплена ответственность обу­чающихся в рамках договоров о целевом обучении, определен статус новых структурных единиц профобучения рабочих: учебный центр профессиональной квалификации и многофункциональный центр прикладных квалификаций.
Закон значительно расширил возможности участия работодателей в управлении и деятельности системы профобразования — в области формирования профессиональных и образовательных стандартов, а также участия работодателей в профессионально-общественной оценке и аккредитации образовательных организаций и программ.
Господдержка региональных программ развития профобразования в 2014 и 2015 годах в рамках ФЦП развития образования будет продолжена: на эти цели предусмотрено тратить около миллиарда бюджетных рублей ежегодно. Главным направлением действий станет обеспечение соответствия квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики. Трудоустройство окончивших техникумы и колледжи по специальности, переход на новые современные модели оплаты труда работников образовательных организаций, объединение ресурсов бизнеса и государственных образовательных организаций для реализации программ развития, обеспечение многообразия программ формирования профессиональных квалификаций, предоставляемых различным категориям населения, создание условий для успешной социализации обучающихся — все это также прописано в планах на ближайшие годы.
В каждом субъекте РФ, который получит субсидию на поддержку своей программы развития профобразования, необходимо будет составить детализированный десятилетний прогноз потребности в рабочих кадрах (по профессиям и объемам подготовки). А сеть образовательных организаций и их профиль должны быть приведены в соответствие с этим прогнозом. В ближайшие два года поддержка будет обеспечена 45 региональным программам развития.
Как показал опыт реализации нацпроекта “Образование”, наиболее эффективным для развития профобразования является механизм стимулирования системных изменений через выявление и поддержку точек роста нового качества образования: создание современных, отвечающих самым передовым требованиям профессиональных образовательных организаций. Почти 400 таких организаций уже созданы, деятельность в этом направлении необходимо продолжать. Формирование таких точек роста, таких модельных организаций министерство планирует вести в ходе проекта “Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов”, разработанного совместно с Минэкономразвития, Минфином и Международным банком реконструкции и развития. Проект рассчитан на 2014-2018 годы, в его рамках будет осуществлена поддержка пилотных проектов примерно в 10 российских регионах для масштабного распространения лучших практик, типовых решений, учебно-методических материалов. Будет создано около 50 отвечающих самым современным требованиям организаций профессионального образования, разработаны новые (или обновлены действующие) модульные программы подготовки рабочих кадров, предполагающие не менее 50% времени на практическую подготовку на территории предприятия или на учебно-производственном участке.
В пилотных регионах будут также сформированы инфраструктурные единицы региональной сети профобразования, которые позволят обеспечить взаимодействие рынка труда и образовательных организаций, подготовку студентов к участию в межрегиональных, национальных и международных конкурсах профессионального мастерства, учебно-методическое сопровождение работы региональной сети по всей России, подготовку и повышение квалификации по коротким адресным программам по рабочим профессиям. Планируемый объем финансирования проекта за счет займа Международного банка реконструкции и развития составит 12,8 млрд рублей.
Взявший слово после министра губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил, что нацпроект послужил неким катализатором взаимодействия образования, бизнеса и власти в деле подготовки рабочих кадров. Он рассказал, что в течение трех лет в области были созданы пять ресурсных центров, оснащенных самым современным лабораторным, производственным оборудованием, в основу которых был изначально положен принцип государственно-частного партнерства. По договорам с конкретными предприятиями была начата подготовка специалистов для приоритетных секторов региональной экономики. “Сегодня совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, ключевыми инвесторами, работодателями у нас создано еще девять таких ресурсных центров за счет средств бизнеса и регионального бюджета. Теперь их 14. Общий объем финансирования данных мероприятий за семь лет составил более 0,5 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета — 159 млн, 134 млн — регионального и 225 млн рублей вложили работодатели, что говорит о прямом интересе к привлечению квалифицированных специалистов”, — сообщил глава области.
Для повышения эффективности взаимодействия бизнеса и образования, обеспечения понятных, прозрачных, регламентированных действий в Нижегородской области была разработана специальная система мер по стимулированию участия промышленности в модернизации системы профобразования.
— Мы утверждаем госзадания для предприятий, принимающих решение участвовать в программе по подготовке кадров в интересах инвесторов, которые приходят к нам в регион, формируют прогноз потребности в рабочих кадрах, — поделился опытом Валерий Шанцев. — Следующей действенной мерой стало создание прозрачных условий для участия бизнеса в образовательных процессах: заинтересованные предприятия берут на себя организацию практики обучающихся, стажировки и повышения квалификации педагогов, выплату стипендий отличившимся студентам, поощрение преподавателей, при этом региональное правительство оказывает содействие в закупке современного учебно-производственного и лабораторного оборудования. В свою очередь, учебные заведения формируют образовательные программы под конкретного работодателя.
Свое видение решения острых вопросов подготовки современных рабочих высказал и вице-президент по кадрам и системе управления ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат” Сергей Цырлин. Комбинат — активный участник нацпроекта “Образование”, потому его представители знают, что кроме положительных результатов реализации нацпроекта есть и отрицательные. Как известно, финансирование учреждений НПО, а потом СПО было передано из федерального в региональные бюджеты. “Понимая возможные финансовые последствия, некоторые наши коллеги превентивным образом успели присоединить к университету базовые учреждения СПО. Мы не успели и столкнулись с ситуацией, когда при существенных капвложениях наши базовые учебные заведения были усреднены с другими, — посетовал представитель работодателей. — Так, при передаче в 2010 году лицея бюджет зарплат снизился на 7%, бюджет стипендий — на 21%. При передаче в 2012 году колледжа бюджет стипендий снизился на 40%… Если резюмировать, в оборудование вложились, а в людей нет”.
Вторая проблема связана с сокращением сроков обучения на рабочие профессии: если “и раньше трех лет не хватало”, то теперь 2,5 года приводят к тому, что работодателям приходится доучивать выпускников уже после их трудоустройства на производство. Еще одна проблема связана с разработкой профстандартов. По сути, каждый крупный работодатель, разрабатывая совместно с учебным заведением программы подготовки рабочих кадров, строит их, исходя из требований к знаниям и навыкам, то есть фактически из этих же самых профстандартов.
Работодатели поддержали предложение Минобрнауки по развитию в регионах лучших образовательных учреждений СПО. Вызывает у них уважение и размер финансирования —
12,8 млрд рублей. Но после определения таких лидеров важно будет разработать долгосрочные стратегии “с понятным итоговым состоянием учебного заведения”. Не менее важно для подготовки рабочих кадров привлекать лучших педагогов, увеличить срок обучения первой ступени СПО, продолжительность практических занятий, модернизировать студенческие общежития, иначе словосочетание “региональный ресурсный центр” останется красивым названием.

Нина Шаталова
Фото с сайта
http://kolpinonews.ru

Нет комментариев