О лучших и ведущих. РСР — за реальную конкуренцию вузов.

Комментируя ход дискуссий Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (см. статью “Затор на переходе”, “Поиск” №40),  генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина подчеркнула, что эффективное развитие отечественного высшего образования возможно только через создание в вузовской сфере реальной конкурентной среды. Ее отличительные признаки — равные возможности для всех вузов и четкая связь государственной поддержки университетов с показателями их развития.  
— Нынешний образовательный курс во многом основывается на попытках исключительно административного регулирования конкурентоспособности высшей школы, стимулирующие механизмы для всех вузов при этом не создаются. Результаты, к которым такая политика приводит, несопоставимы с государственными затратами. Общество же все более настойчиво задается вопросом об адекватности отдачи от огромных вложений государства в развитие вузов, названных ведущими. По данным НИУ “Высшая школа экономики”, средний балл ЕГЭ поступивших на первый курс ряда федеральных университетов стабильно ниже, чем у отраслевых и иных “неведущих”. Признаваемые  в мире показатели публикационной активности иных региональных технических вузов “без статуса” во много раз выше, чем у некоторых исследовательских университетов.  В числе 18 российских вузов, вошедших в ТОП мировых университетов по версии QS, оказался “неведущий” Воронежский госуниверситет, опередивший многих “статусных коллег”.
Рейтинговое агентство “Эксперт” по результатам рейтинга российских высших учебных заведений в 2013 году сделало вывод о том, что укрупнение вузов в России пока не дало ожидаемых результатов. Между тем, замечу, вузы, не имеющие большой финансовой поддержки, включили форсаж и активно развиваются. Это значит, что залогом развития не может быть лишь накачивание бюджетными средствами.
Результативной стратегией высшего образования является укрепление конкурентной образовательной среды и отказ от монополизации ресурсов развития узким кругом университетов. Необходимо поднимать средний уровень системы в целом, что требует обеспечения равных условий и стимулов роста для университетов различного статуса и отраслевой принадлежности.
В то же время для того, чтобы стать реальным стимулом развития, конкурентные процессы должны пронизывать всю образовательную систему, от студенческой и преподавательской среды до межвузовского и межрегионального уровней. Добиться конкурентоспособности вуза сразу на международной арене невозможно. К высокой позиции в глобальных рейтингах можно прийти только через повышение качества конкуренции на всех ступенях вузовской иерархии.
Монополизация в высшей школе неизбежно ведет к закрытости вузов и стимулирует их изоляционизм в бизнес-парадигме борьбы за средства и прибыль. Тогда как равная и социально осмысленная конкуренция развивает открытость и кооперационную модель университетского сотрудничества. 
Традиция корпоративной солидарности российского вузовского сообщества придает конкуренции уникальный характер: стремление добиться наивысших результатов для своего вуза сопровождается ответственностью за систему в целом. Важно сохранить единое образовательное пространство, добиваясь его современного качества. А значит, развивая свой вуз, нужно делать все для сохранения столь важного многообразия университетов.

По материалам
пресс-службы РСР
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев